2 Тенденции:
- одна особенно богата символическими и литературными смыслами и реминисценциями (Де Кирико, Савиньо)
- менее доктринерская, но более обусловленная живописной фантазией (Кара, Моранди)
Движение не создало ни своей группы, оно скорее было реакцией на футуризм, выражением его кризиса. Довольно быстро сошло со сцены: последнюю картину в этом стиле Де Кирико написал в 1918 году, Моранди – в 1920, а Кара – в 1921. Однако ряд идей метафизиков был подхвачен сюрреалистами. Метафиз движению были посвящены 2 большие выставки в Германии: в 1921 и 1924 годах.
ДЖОРДЖО ДЕ КИРИКО (1888 – 1978) Родился в Греции в итал семье. Учился в Афинах, в Мюнхене. Увлекается символизмом. Попал под влияние философии Шопенгауэра, Ницше. Поклонник Беклина. В 1911 году приезжает на некоторое время в Париж. Приобщение к кубизму. Особенности мировоззрения: выявление потаенной связи между вещами, предметами, людьми. Серия аркад, тема манекена. Для Кирико ценнейшими качествами было соприкосновение со сном или детской мечтой. Термин «М.Ж.» был обнародован им, Кара и Джорджо Моранди в 1917 г., но суть этого направления уже просматривается в его довоенных работах, да и эпитет «метафизическое» он стал уже использовать в ту пору. Странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью, но омертвелой, неподвижной – такой мир становится средой обитания его персонажей. Понятие метафизического означало тогда лишь устремление искусства за пределы материально воспринимаемого и познаваемого мира. Облекает свое бессознательное в предметную форму. Излюбленный его мотив – башня
В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.
метафизический период 1909-1919:
- «Красная башня», 1913.
- «Портрет Г. Аполлинера» - 1914 – на черном профиле-силуэте А. кружок, напоминающий мишень. На 1м плане – античный бюст с черными очками, частая у Де Кирико метафора слепого поэта.
- «Загадка дня», 1914
- «Девочка с обручем». Застывшее пространство, загадочность, отрешенность.
- «Тайна и Меланхолия улицы» (1914)
- «Загадка часов». Опять архитектура как ведущее начало. Голое геометризированное пространство. Использует линию, ритм.
- «Молчаливая статуя» (1915). Из серии «манекены». Следы кубизма.
- «Метафизический интерьер с небольшой фабрикой» (игры с пространством)
- «Эдип» - игра с классикой.
- «Ностальгия по бесконечности» 1911
- «Христос и шторм»
- «Разрушение муз»
- «Неопределенность поэта»
- «Песня любви»
КАРЛО КАРРА в 1917 году сблизился с Де Кирико. Его мотивы, персонажи, архитектура к. 10-х – как у Де Кирико. Но его холсты – более сухие и сконструированные, лишены той тревожной и мрачной, но все же поэтичности, свойственной Де Кирико.
Работы этого периода отмечены упрощением форм, изображением неопределенных фигур и людей без лица или кошмарными апокалиптическими сюжетами.
Его ранние картины с их резкой и динамичной ритмикой (Похороны анархиста Гапли (1911), Портрет Маринетти (1911)) принадлежат к ярким образцам футуризма. Чаще других итал авангардистов применял коллажные наклейки с надписями( Патриотический праздник. Живопись свободного слова, 1914). В 1915 резко отошел от авангарда, перейдя к уравновешенному стилю «в духе Джотто и Уччело»; опубликовав статьи об актуальностиих наследия в газете «Воче» (1916). Стал одним из самых значительных – собственно вторым после Дж. Де Кирико – представителем «метафизической живописи», рисуя загадочных манекенообразных персонажей в тесных интерьерах (Идол-гермафродит, 1917, Метафизическая муза, 1917)
Затем (в 1918) расстался с метафизикой и продолжил живописные поиски, родственные искусству раннего Возрождения (фрескам Мазаччо).
В 1920-30-е годы сблизился с неоклассическим направлением «новеченто», пропагандируя его принципы и в кчестве арт-критика (газета «Амброзиана»). Далекое от политики, искусство кара замкнулось в мире простых пейзажных и жанровых мотивов «Утро у моря», 1928.
- «Девушка с запада»
- «Две сестры»
- «Всадник апокалипсиса»
-«Покидая театр»
- «дом любви»
-«Интервенционистская демонстрация»
-«Похороны анархиста Гапли»
-«Романтики»
В 20-е годы и Де Кирико, и Кара покидают пространство метафизической живописи. Остается Моранди, самый последовательный, независимый и артистичный мастер, использовавший принципы «М.Ж.», взяв от них лишь общую эмоциональную устремленность и пластический аскетизм.
ДЖОРДЖО МОРАНДИ сначала был близок Де Кирико. Потом – увлечение натюрмортом в коричневатых тонах («Натюрморт с бутылками» - от м.ж. ничего нет.)
В 1914 сблизился с футуристами и написал несколько работ, передающих разные фазы движения, но быстро оставил эту манеру. Нашел свою тему под влиянием «мж», сосредоточившись в основном на натюрморте. для ранних его вещей, с их мотивами манекена или марионетки, характерна сюрреальная символика (Метафизический натюрморт, 1918), с начала же 20-х годов использовал простейшие, как бы элементарно-учебные по сути постановки с чашами, вазами, стаканами и бутылками. в этом, вероятно, сказалась и его многолетняя педагогическая практика, - с помощью таких постановок он с 1913 обучал подростков рисованию в одной из болонских школ. В то же время «бутылки Моранди», слагаясь в бесконечную серию, таили под внешней монотонностью тонкие формальные, композиционные и колористические ценности, став эталоном высочайшего качества. Открывая первичные законы искусства, эти композиции оставались по-своему «метафизическими». На рубеже 20-30-х мастер завоевал прочную международную репутацию, в 1930 - место профессора болонской Академии худ-в.
Не вмешиваясь в политические диспуты и конфликты своего времени, Моранди всегда был Верн принципам эстетического аскетизма, в том числе и в колорите, где предпочитал мягкие, приглушенные тональности, лишь иногда тревожащие внезапным контрастом.
- «Натюрморт» 1938
- «Натюрморт (Голубая ваза)»
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.