logo search
госы

Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)

Для справки. Периодизация - Эпоха Возрождения в Италии -

1) Проторенессанс (Треченто) - 14 век.

2) Раннее Возрождение (Кватроченто) - 15 век.

3) Высокое Возрождение (Чинквиченто) - 16 век ( самый короткий период, первые 30 лет 16 столетия)

4) Маньеризм

Чтобы запомнить итальянские названия периодов, вспоминаем, что Треченто - это 1300-e годы, Кватроченто - 1400-e и Чинквиченто - 1500-e.

КВАТРОЧЕНТО

Западные исследователи

Первый историограф - Джорджо Вазари, жил в 16 веке, написал "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Вазари интересовался 15 столетием, но ценит Высокое Возрождение больше. После Вазари искусством Кватроченто заинтереуются только романтики 19 столетия.Но они воспринимали живопись Кватроченто как Средневековую. Серу де Жонкур, Стендаль, Арто де Монтор - пишут о Кватроченто уже как о Возрождении. Бернард Бернсон (Беренсон) - "Живописцы итальянского Возрождения" (сам ездил по Италии), Аби Варбург - защитил докторскую диссертацию по двум шедеврам Боттичелли – "Рождение Венеры " и "Примавера ". В 1893-1895 работал во Флоренции. Варбург - отец иконологии.Его интересует античная традиция и её преломление в Возрождении.Эрвин Панофский - "Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада". Макс Дворжак "История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2х томах." Дворжак - представитель Венской школы искусствознания. Его концепция - История искусства, как история духа. Пишет о Кватроченто и о Высоком Возрождении, но больше всего ценит Маньеризм с его спиритуалистичностью. Эрнст Гомбрих - у него много трудов об итальянском Возрождении ("Наследие Апеллеса", "Норма и форма"). Есть статья о Боттичелли.

Отечественные исследователи

Б.Р. Виппер - "Итальянский Ренессанс" (курс лекций, в 2х томах)- стремился соединить социологический подход с развёрнутым формальным анализом. В. Н. Лазарев. В 1924 году защитил диссертацию о происхождении итальянского портрета. Книга "Старые мастера" (там отдельные главы- о разных художниках, в т.ч. и мастерах Раннего Возрождения - Антонелла да Мессина,Пьеро делла Франческа и др.) Лазарев пишет о влиянии поздневизантийского искусства на Раннее итальянское Возрождение. Т.П. Знамеровская (представитель нашей кафедры) -Защитила кандидатскую о Мазаччо. Принадлежит к социологической школе в искусствознании. Новейшие отечественные исследователи - И.Е. Данилова, Московский искусствовед - пишет о Раннем Ренессансе. Статьи - о роли жеста в итальянском и древнерусском искусстве и о пейзаже и интерьере в живописи эпохи Возрождения. М.Н. Соколов - книги "Мистерия соседства" (о Возрождении), "Время и Место - искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства" (о пейзаже,анималистических изображениях,натюрморте и т.д.). А.В. Степанов (Академия художеств) "Искусство эпохи Возрождения" (книга из серии Новая история искусства).