Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
Историография: Верещагина А. Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала ХХ века. Л., 1973. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. М., 1999. Лисовский В. Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982.
Первые попытки созданя школы нац. худ. кадров в нач. XVIII в. связаны с петровскими преобр-ми. Строит-во СПб требовало худож. средств: от приемов планировки города до украш. зданий ж-сью и ск-рой. Способных на это рус. мастеров было мало, их опыт не отвечал стремл. Петра созд. столицу «на европейский манир». Из Европы приезжают «архитекты», «палатных и персонных дел мастера», за границу отпр. рус. «пенсионеры». Но Петр понимал, что дело худ. образ-ния следовало по-новому наладить и в самой России, используя богатейшие традиции отечеств. иск-ва.
В петровское время появл. первые проекты созд. рус. худ. школы. Петр пишет в 1718 г.: «Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет» (т. о. имя новому учрежд. нашел сам Петр). Академией иногда называли Рисовальную школу при СПб типографии, но она была мала и преследовала чисто утилитарные цели – готовить мастеров книжн. иллюстрации. «Цейх-директор» типографии Абрамов в 1719 г. планировал ее расширение, чтобы соотв. названию Академия. Но план не осуществлен.
Лишь незадолго перед смертью Петр подписал указ «о Академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». В составе Академии наук и стала сущ-ть высшая худ. школа. Однако и здесь худ. отделение продолжало выполнять чисто утилитарные ф-ции: иллюстр. научн. изданий, гравирование портретов, карт, планов. Более значит. роль в становл. худ. обр-я сыграла «Канцелярия от строений» с живописной и архитект. «командами» при ней. Время ее деятельности совпало с периодом становления и укрепления в рус. и-ве стиля барокко. В «командах» начин. худ-ки под наблюдением профессионалов накапливали богатый практич. опыт. Под влиянием живописн. команды, напр., сформ. талант Антропова и Вишнякова.
Однако практическая по преимуществу, прикладн. направленность подготовки, даваемой больш-ву худ-в в «командах», ограничивала возможности последних как учебного заведения. Т. о. создание самост. худ. школы, опирающейся на опр. методич. основания и обогащенной глубоко разработанной теорией, было еще актуально.
Взлет рус. барокко на руб. 50-60-х гг. XVIII в. сменился новыми веяниями. И-во классицизма стремилось к использованию в своих целях достижений науки. В цвете, свете, композиции, перспективе – всюду искали незыбл. законы. Академии искусств – эти детища классицизма – становились теми учрежд-ми, в кот. вырабатывалась стройная с-ма видения и худ. воспр. мира, свойственная новому стилю.
М. В. Ломоносов в сер. XVIII в. писал: «Россия [...] требует величеству и могущству своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств…».
Взглядам Ломоносова сочувствовал И. И. Шувалов. Именно он в 1757 г. «вошел в Сенат» с представлением об учреждении Академии художеств, в ответ на что 6 ноября последовал правит. указ об учреждении в СПб АХ. Шувалов сам возглавил АХ, кот. на первых порах, по уставу, считалась причисленной к Моск. универу.
В нач. 1758 г. из числа учеников гимназии при универе были отобраны и привезены в СПб 16 наиболее способн. юношей. Занимались под присмотром Дю Буле. В СПб набрано 20 академ. «рекрутов», в осн., из солдатских детей. Т. о. первыми учениками АХ стали А. Лосенко, Ф. Шубин, И. Ерменев, Ф. Рокотов, В. Баженов, И. Старов и др. звезды.
Первый выпуск (1762 г.) был подготовлен в осн. иностранцами (рисунок и ж-сь – Лоррен, Девельи, Лагрене, скульптура – Жиле, гравюра – Шмидт). Но постепенно стали появл. и рус. имена: Ломоносов – как мозаичист, гравер Е. Чемесов, «живописец исторический при шпалерной фабрике» М. Пучинов. Была учреждены должность директора (А. Константинов, затем А. Кокоринов).
Взошедшая в 1762 г. на престол Екатерина объявила весь шуваловский период деятельности Академии «партикулярным». Шувалов «уволен за границу без срока», на его место назначен И. И. Бецкой, взявшийся за реформирование АХ.
Для воспитания породы людей, «свободных от недостатков общества», в созданное при АХ Воспитательное училище стали набирать 5-6-летних детей, которых следовало полностью изолировать от внешнего мира.
4 ноября 1764 г. Екатерина II «даровала» реформированной АХ устав и «Привилегию» - это официальный день рождения АХ. 1 января 1765 г. утвержден Совет Академии, сост. из президента (Бецкой), 4 профессоров и конференц-секретаря. 28 июня 1765 г. сост. закладка главного здания АХ (Ж-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов), новаторского на фоне петербургской арх-ры 50-60-х гг. Главным в АХ эпохи классицизма был класс исторической живописи. Художник, посвятивший себя историч. ж-си д. б. иметь «то отменно превосходное ума просвещение и то отменное искусство, каковых от него требуют изображения высоких или важных деяний». Понятие «историческая ж-сь» трактовалось широко: это м. б. эпизоды из античной мифологии или Библии. Таковы первые исторические композиции конца 1750 – нач. 1760-х гг.: А. П. Лосенко «Товий с ангелом» (1759), «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (ГРМ), «Чудесный улов рыбы» (1762, ГРМ), М. И. Пучинов «Беседа Диогена с Александром Македонским» (1762), Г. И. Козлов «Апостол Петр отрекается от Христа» (1762) – все не очень высокого качества.
Т. о., создание своей национальной школы истор. ж-си было еще делом будущего. Именно в этом жанре должны будут найти свое воплощение передовые нарвственно-воспитательные идеи. При этом они, в сознании лучших идей эпохи, могли быть подтверждены, раскрыты на примерах своей отечественной истории. Так, например, Ломоносов разработал «Идеи для живописных картин из российской истории» (1764), кот. д. б. способств. большему распр. в рус иск-ве конкретно нац. тематики вместо религ. символики и аллегории барокко. Это были 25 сцен из рус. истории X-XVII вв. Большинство из них требовало массовых сцен. Не были претворены на практике. Тем не менее, с середины 1760-х гг. АХ постоянно задавала в качестве программы для получения академических званий и наград обучающимся «задачи… из российской истории». Почти все они, к сож., не сохр.
«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ) Антона Павловича Лосенко – первое произведение из русской истории. 1) интерес к переживаниям героя (Владимир не святой, но человек) – постановка психологических задач. 2) стремление облагородить образ Владимира. Здесь налицо не изжитые еще в середине века традиции барокко, но есть и стремление к классической ясности, уравновешенности, рационалистичности. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ) – последнее неоконч. произв. Лосенко. Пример «внедрения» классицист. принципов в рус. живопись: композиция строится наподобие многофигурной мизансцены классицистического спектакля. Действие развор. на фоне величеств. колоннады, участники сцены обр. кулисы, в центре – главн. персонажи, готовые пожертвовать личным счастьем во имя долга. Превалирует линейно-пластическое начало. Во 2 пол. 70-х – 80-е гг. в жанре истор. живописи работает П. И. Соколов, писавший в основном на сюжеты из античной мифологии («Меркурий и Аргус», 1776, ГРМ; «Дедал привязывает крылья Икару», 1777, ГТГ), и И. А. Акимов («Прометей, делающий статую по повелению Менервы», 1775; «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета», 1782). В этот период реакции после разгрома пугачевского восстания сюжеты из национальной истории потеснились и на первый план выступили сюжеты историко-религиозные и мифологические. Возникает множество пышных, льстивых, аллегорических, с мифологическими героями картин, прославляющих Екатерину: С. Торелли «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств».
Специальным указом 1795 г. была подтверждена ведущая роль исторической живописи: отныне руководителей всех классов подчинялись профессору класса исторической живописи.
Новый этап в развитии исторической живописи связан с Г. И. Угрюмовым, основной темой произведений кот. явл. борьба рус. народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796-1798, ГРМ»), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797-1799, ГРМ) и пр.
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.