Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
По книге П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси» (Л., 1986) и лекциям Вал.А. Булкина.
История изучения. См. вопрос 1.
В течение всего XI века Киев был единственным городом Руси, где имелись собственная строительная артель. Лишь в конце XI в. собственные строительные кадры появились в Переяславле-Южном. Широкое строительство по инициативе переяславльского епископа Ефрема. Все памятники известны лишь по письменным источникам и результатам раскопок. Впервые в истории древнерусской архитектуры понятие «школа» можно применить именно к зодчеству Переяславля-Южного.
Особенности: бесстолпные и двустолпные храмы с богатейшей отделкой (местная стекольная мастерская); техника опус микстум; часто одноапсидность.
Памятники. Церковь Михаила Архангела (1089) – пятинефный храм с выдвинутой апсидой. Притворы с трех сторон, комплекс усыпальниц. Церковь Андрея (трехапсидная бесстолпная), церковь на Советской улице, двустолпная храм-усыпальница, церковь Богородицы, Михайловская божница в Острее (бесстолпная).
Развитие русской архитектуры в XII в. происходило совершенно по-иному, чем раньше. С 20-х – 30-х гг. происходит ускоренное дробление государства, рост политического значения крупных городов, укрепление экономики.
Приднепровская архитектурная школа. Территории, примыкающие к Днепру: Киев, Чернигов, Рязань, Смоленск (до 80-х гг. XII в.), Владимир-Волынский.
Особенности: отсутствие башен и крещален; одноглавие; закомары на одном уровне; равнослойная кладка из плинфы; к лопаткам приставлены массивные полуколонны; аркатурный поясок на барабане и пятах закомар; окна в нишах и двухуступчатые ниши.
Памятники: Киев: церковь Успения на Подоле (Богородицы Пирогощей, 1132), Георгиевская церковь в Каневе (1140-е гг.), Кирилловская церковь (1140-е гг.); Чернигов: Борисоглебский собор (1120-е гг.), Успенский собор Елецкого монастыря (1120-е гг.), Благовещенский собор (1180-е, раскопан), Пятницкая церковь (рубеж веков, зодчий Петр-Милонег); Владимир-Волынский: Успенский собор (сохранился), «Старая кафедра» Федоровского монастыря (вторая пол XII в., раскопан); Старая Рязань (разрушена при монголо-татарском нашествии, естественно, ничего не сохранилось): ц. Бориса и Глеба, ц. Успения, Спасская ц.; Смоленск: ц. Бориса и Глеба на Смядыни (1140-е гг.), ц. Петра и Павла (1160-е гг., сохран.), ц. Иоанна Богослова (1160-е гг., сохран), ц. Василия на Смядыни; церковь в Турове.
Полоцкая архитектурная школа. Полоцк, Витебск, Минск, Новгорудок. Плохая сохранность. Сохранился лишь один памятник – Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря.
Особенности: кладка из плинфы со скрытым рядом; вытянутый по оси восток-запад план; боковые апсиды утоплены в толще стены, выступает одна апсида; подкупольный квадрат сдвинут к западу. Полоцк – родоначальник башнеобразных храмов.
Памятники: Полоцк: храм-усыпальница (сохранились стены), Большой Бельчицкий собор, Борисоглебский храм на Бельчицах, ц. Пятницы в Бельчицах (бесстолпная), бельчицкий храм с певницами, Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря (зодчий – Иоанн, у истоков башнеобразных храмов, первое использование килевидных кокошников, при этом традиционные подпружные арки); Витебск: ц. Благовещения (сохран. Частично, 40-е – 50-е гг. XII в., план полоцкий, кладка византийская – тесаный известняк и ряды плинфы); Новогрудок: ц. Бориса и Глеба (перестроена в XVI в., византийская кладка, полоцкий план).
Смоленская архитектурная школа (с 80-х гг. XII в.).
Особенности: пучковые лопатки; исчезновение стенок с порталами, отделяющих притворы от основного помещения; ориентация на полоцкую школу; башнеобразные храмы.
Памятники: ц. Михаила Архангела на Смядыни (90-е гг., трехлопастное завершение, ступенчатая композиция); княжеский заказ (башнеобразные храмы): Троицкий собор, храм Спасского монастыря у р. Чернушки, ц. на Малой Рачевке; епископский заказ (все три апсиды снаружи прямоугольные, а изнутри - в виде очень пологой кривой; профилировка пилястр менее сложная, чем в храмах, построенных первой артелью, и, кроме того, начиналась не с самого низа, образуя в основании массивный цоколь): собор на протоке, храм на Окопном кладбище, ц. на Большой Краснофлотской ул.
Гродненская архитектурная школа. Краткий расцвет в конце XII в.
Особенности: равнослойная кладка из кирпича; шестистолпные одноапсидные храмы; плоские лопатки; уплощенная форма апсиды; перенос подкупольного пространства на западные пары столбов; квадратные столбы со скошенными углами; скошенные углы церквей; декор – майолика и шлифованные камни.
Памятники: Борисоглебская (Коложская) ц. (частично сохран.), Нижняя церковь, Пречистенская ц., ц. в Волковыске (недостроена).
Галицкая архитектурная школа.
Особенности: каменное строительство романского облика, полубутовая кладка; основа киевская, техника европейская; распространение центрических построек; обычная схема четырехстолпного крестово-купольного храма.
Памятники: ц. Иоанна в Перемышле (не сохран.), Успенский собор в Галиче (не сохран.), ц. Ильи в Галиче (ротонда), квадрифолий в с. Побережье, ц. Пантелеймона в Галиче (единственная сохранившаяся постройка).
Владимиро-Суздальская архитектурная школа.
Особенности: белокаменная архитектура, близкая Галицкой (Юрий Долгорукий); при Андрее Боголюбском – насыщенность декором, романские влияния; аристократическая архитектура.
Памятники: Владимир Мономах: Успенский собор в Суздале (1101 г., затем переосвящен во имя Рождества Богоматери); Юрий Долгорукий: ц Бориса и Глеба в Кидекше (1152), ц. Спаса Преображения в Переяславле-Залесском, ц. Георгия во Владимире (не сохран.), ц. в Юрьеве-Польском (перестроена); Андрей Боголюбский: Золотые ворота с ц. Ризоположения (сер. 1160-х гг.), Успенский собор (1158 – 1160, без галерей и одноглавый), дворцовый комплекс в Боголюбове с ц. Рождества Богородицы, ц. Покрова на Нерли (1165 – 1166 гг.); Всеволод Большое Гнездо: окончательный вариант Успенского собора (1185 – 1189 гг.), Дмитриевский собор (1194 - 1197), Рождественский собор Рождественского монастыря (1192 - 1195),Успенский собор Княгинина монастыря (1200 – 1201, разрушен в XVI в., из плинфы); Константин Всеволодович (Ярославль и Ростов): Успенский собор в Ярославле (1215, храм не найден), Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (раскопан, плинфяная кладка), ц. Входа в Иерусалим; Юрий Всеволодович (Владимир и Суздаль): Рождественский собор в Суздале (1222 – 1225, перестройка храма Мономаха, сохран. до аркатурного пояса); Святослав Всеволодович (Юрьев-Польской): Георгиевский собор (1230 – 1234, башнеобразный храм, последняя постройка перед нашествием не только во Владимирской земле, но и во всей Руси).
Новгородская архитектурная школа.
1) Княжеский период (первая треть XII в.). Большие шестистолпные одноглавые храмы, часто с лестничной башней в северо-западном углу; стройные пропорции; специфическая кладка из местной плиты с выравнивающей прослойкой плинфы; крестчатые столбы. Ц. Благовещения на Городище (1103, не сохран.), Николо-Дворищенский собор (1113, пятиглавый храм), ц. Федора Тирона (1115, не сохран.), Рождественский собор Антониева монастыря (1117), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр), ц. Иоанна на Опоках (1127), ц. Успения на Торгу (1135). К 1140-м гг. этот тип уходит, единственное исключение – ц. Бориса и Глеба в Детинце (1167).
2) Архитектура Пскова (30-е – 50-е гг. XII в.). Приземистые пропорции; шестигранные и круглые столбы. К 1138 г. существовал Троицкий собор (формы неизвестны), Иоанновский собор Иоанновского монастыря (1130 – 1135, упрощенная новгородская стилистика, лестница на хоры – в толще стены), ц. Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе (1143 – 1144, переход к простым четырехстолпным постройкам), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (между 1149 и 1154, центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем, венчает здание купол на необычно широком барабане).
3) Строительство в Ладоге (третья четверть XII в.). Ц. Климента (1153, не сохран. Похожа на Мирожский собор), Успенская ц. (тип малого храма в законченном виде, стабилизируется в ладожский период), ц. Георгия (сер. 1160-х гг.).
4) Строительство в Новгороде (конец XII – 30-е гг. XIII в.). Упрощение декоративных форм и техники строительства, боярский заказ. Ц. Благовещения в Аркажах (1178), ц. Петра и Павла на Синичьей горе (1185 – 1192, построена из плинфы в технике кладки со скрытым рядом), ц. Воскресения на Мячине (1196, ныне в формах XV в.), Спасо-Преображенский собор в Хутыни (1192, новый собор XVI в.), ц. Кирилла (1196, мастер Коров Якович, не сохран.), ц. Спаса в Старой Руссе (1198, перестроена), ц. Спаса на Нередице (1198), ц. Ильи на Славне (1198, перестроена), ц. Пятницы на Торгу (1207, башнеобразный храм), ц. Михаила Архангела на Прусской улице (башнеобразный храм, перестроен до неузнаваемости), ц. Рождества Богородицы в Перыни.
В домонгольское время известны имена четырех мастеров: Петр (Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде), Иоанн (Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря в Полоцке), Петр-Милонег (ц. Пятницы в Чернигове, ц. Василия в Овруче, ц. Апостолов в Белгороде – башнеобразные храмы), Коров Якович (Кирилловская церковь в Новгороде).
- З. 1. Монументальная скульптура Древнего Египта.
- Р. 1. Происхождение и основные памятники ранневизантийской архитектуры.
- Р. 23. История создания Академии Художеств в России. Исторический жанр в живописи XVIII в.
- Р. 36. Творчество в.Серова
- З. 9. Основные памятники зап-евр. Романской скульптуры
- Р. 41.Авангард тезисно
- З. 8. Романская архитектура Западной Европы.
- Мексиканская монументальная живопись
- З.42. Основные худ направления послевоенного времени
- Французский Ренессанс
- З.10.Основные памятники готической архитектуры Европы: Франция, Германия, Англия
- 1. Франция – родоначальница стиля. Иль де Франс – колыбель готики. При перестройке церкви Сен Дени здесь впервые был применен нервюрный свод (при поддержке аббата Сугерия).
- 3. Англия
- 4. Италия, Испания
- Р. 20. Развитие парадного и камерного портрета Левицкого
- 1780-Е годы — годы наибольшей славы Левицкого. Он «переписал» весь петербургский свет. В его камерных портретах заметно берет верх
- Р. 13.Живопись петровского времени. Проблема пенсионерства
- Английская пейзажная живопись в XIX в. (Констебл, Тернер)
- Р.8. Андрей Рублёв.
- Р.17. Скульптура петровского времени. Понятие «россики» в искусстве XVIII в.
- 1 Работа в России — маска с Петра (должен был создать скульптуру п1). 1й этап творчества — работа над памятником с 1716 по 1720 гг.
- Р. 18. Иностранные художники в России. 18 век.
- XVIII столетие, а, именно начало правления Петра I, явилось переломной эпохой для развития русского искусства и для развития России, в целом. Петр I взял курс на ориентацию на Запад.
- З.27. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв.
- Р. 9. Происхождение и основные памятники шатрового зодчества XVI в.– середины XVII в.
- 1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.
- Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.
- Р. 45. Неофициальное
- З. 34. Реализм в живописи. Франция. Германия.
- Р. 19. Творчество Рокотова и проблемы русского рококо.
- З. 2. Греческая скульпутра эпохи расцвета
- 4. Вывод: особенности классического искусства, его развития внутри периода.
- Р. 14. Архитектура Петровского барокко в Петербурге.
- Р. 44. Суровый стиль
- Р. 43. Искусство сталинской эпохи
- Р. 29. Русское искусство первой трети XIX века
- Р. 17. Русский классицизм. Скульптура второй половины XVIII в.
- Р. 11. « Нарышкинский стиль » в архитектуре конца XVII – нач. XVIII в.
- Р. 32. "Явление Мессии" и "библейские эскизы" а. Иванова
- Р. 35. В.И. Суриков. Историческая живопись.
- Р. 40. Русское искусство и архитектура эпохи модерна
- Р. 10. Строгановская школа иконописи.
- Архитектурные школы (направления) XII – начала XII вв. Технико-технологические, стилистические и образные особенности.
- Архитектура конца X – середины XI в. Типологические и стилистические особенности. Историография.
- Экспрессионизм в германии. Группы "мост" и "синий всадник"
- 1Й этап: Франц Марк, в. Кандинский, Август Макке. В 1912 примкнул Пауль Клее. В 1913 – Лионель Файнингер. Оба далеки от экспрессионизма.
- Мозаики и фрески Кахрие-Джами
- Французское искусство XVII в. Пуссен.
- Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.
- Искусство второй трети XIX в.
- Жанр и пейзаж передвижников
- Маньеризм
- I. Первое поколение маньеристов (1520-1540-е)
- II. Второе поколение маньеристов.
- Кватроченто.
- Иконопись середины XIII – нач.XVI вв. Характеристика главных школ иконописания.
- 2 Половина 15 в., гтг.
- 1405 Г. – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера – Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев.
- Фламандское искусство XVII в. Рубенс.
- Треченто.
- 1. Николо Пизано (1220/25—1278/84)
- 2. Арнольфо ди Камбио. Ученик Николо. Опирался на греческие традиции. Один важнейших мастеров в скульптуре и архитектуре треченто.
- 3. Джованни Пизано. (ок 1245-1314- последнее упоминание)
- 4. Андреа Пизано (к. 1290 – ок. 1348) На границе треченто и кватроченто
- Дионисий (по лекциям)
- 4. Иосифо-Волоколамский м-рь. 1504 – последнее упоминание. В 1508 году сын Феодосий работает в Московском Кремле, в Благовещенском соборе.
- Строгановская школа живописи (по лекциям в. А. Булкина)
- Архитектура конца 10-середины 11 в. Типологические и стилистические особенности.
- 5 Нефный, 5 апсидный крестово-купольный храм простого типа (так как нет промежуточного нефа между подкупольным квадратом и алтарной частью).
- Архитектура конца XIII – XV вв. Основные направления (техника, стилистика, образ)
- Иконопись XII – нач. XIII вв.
- Леже. Пуризм.
- 1943 Г. – «Композиция с велосипедом». Автономно начинают существовать рисунок и цвет. Они звучат сами по себе, носят абстрактный характер, не связаны с изображением фигур.
- И.Е.Репин - портретист
- Греческое искусство эпохи эллинизма.
- Росписи ярославских и костромских храмов второй пол.XVII в.
- Высокое Возрождение в Италии
- Феофан Грек.
- Итальянское искусство нач 20 века. Футуризм. Метафизика
- 1912 Технический манифест футуристической скульптуры: продолжение предметов в пространстве.
- 2 Тенденции:
- Кубизм. Теория и практика. Брак и Пикассо.
- Греческое искусство эпохи архаики.
- Матисс и фовизм.
- Архитектура "русского ампира" первой трети 19 века.
- Кватроченто. Историография (по лекциям а.В. Морозовой)
- Испанская живопись XVII в. Веласкес.
- Период «елизаветинского рококо» в русской архитектуре сер. XVIII в.