logo search
Kiplik_2002

Различные методы пользования клеевыми грунтами

Положенные на клеевой грунт масляные краски уже через небольшой промежуток времени теряют известное количество масла (большее или меньшее, что зависит от плотности его) и становятся вязкими, малоподвижными, не скользят по грунту. Эти особенности клеевого грунта представляют, с одной стороны, большие удобства в живописи, так как позволяют легко накла­дывать на нем светлые краски на темные, перемешивать тона, моделировать и пр., почему клеевой грунт очень популярен у современных живописцев. Но, лишаясь определенного количества масла, краски на клеевом грунте принимают вид тусклый, мато­вый, «жухлый», и живопись, исполненная на нем «алла прима», не может быть раскрываема лаком без ущерба для нее, так как под лаком теряет свою прежнюю гармонию.

При желании задержать до известной степени просачивание масла из красок в клеевой грунт пользуются различными средствами: 1) покрыванием грунта жидким раствором шеллака в спирту, 2) пропитыванием его небольшим количеством вареного масла, разбавленного скипидаром, бензином или нефтью, 3) добавочным проклеиванием грунта слабым раствором жела­тины и пр.

Наиболее простым и практичным средством является покры­вание грунта раствором желатины, чем с давних пор пользуют­ся английские художники. Для этой цели служит 4—5%-ный раствор ее, который наносится широкой мягкой кистью на го­товый и просохший грунт до рисунка или, еще лучше, после его окончания и обводки акварелью, темперой или клеевой краской. Обработанный таким образом грунт закрепляется 4%-ным рас­твором формалина. Следует избегать, однако, излишнего наслое­ния желатины и не доводить грунт до блеска.

Клеевые грунты, обработанные указанными способами, пре­доставляют живописцу все удобства масляного грунта без недо­статков последнего.