Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
Изменения тона масляной живописи происходят от различных причин и в различный промежуток времени: иногда даже в неоконченной работе. Одни из них относятся к непоправимым изменениям, другие же устраняются более или менее легко.
Характер изменений и условия, при которых они происходят, следующие.
Медленное потемнение и пожелтение живописи на всей плоскости картины, совершающиеся на протяжении большого промежутка времени, причем живопись приобретает характерный, так называемый «галерейный тон», есть следствие естественного процесса изменения масел и смол. Живопись, исполненная с большим количеством масел, желтеет в большей степени, нежели живопись менее жирная, причем живопись приобретает так называемую патину.
Быстрое потемнение и пожелтение свежей живописи на всем ее пространстве находят объяснение в позднейших исследованиях этого вопроса, произведенных А. Эйбнером.
Масляный слой, как установлено им, желтеет при высыхании вследствие образования в нем свободной линоленовой кислоты. Чем больше содержится в масле последней, тем энергичнее происходит пожелтение его.
Отсутствие дневного света в первом периоде просыхания масляного слоя также содействует пожелтению его. Так желтеют свинцовые белила в темных помещениях, где водяные пары, присутствующие в воздухе, осаждаются на поверхности предметов. Особенно увеличивается пожелтение белил в том случае, если краска содержит в себе оставшийся от фабрикации свинцовый сахар (уксусно-кислый свинец), так как сахар этот притягивает к себе воду. Один из составных элементов свинцовых белил — гидрат окиси свинца — также содействует пожелтению белил.
Желтеют и коричневеют и смолы: канифоль, янтарь, копалы, мастика. Естественно, что желтеют и темнеют и приготовленные из них картинные лаки, защищающие живопись от действия на нее газов, водяных паров, пыли и копоти и всяческих загрязнений.
При снятии с картины лака, если это представляется возможным, нередко возвращается ей первоначальный ее тон.
Подвергнутая непосредственному действию лучей солнца потемневшая и пожелтевшая живопись высветляется почти совершенно.
При употреблении в подмалевке и вообще в нижних слоях живописи большого количества крепких и сильно окрашенных марганцовых и свинцовых сикативов (особенно сикатив Куртре), красящие начала которых имеют способность растворяться в масле и проникать в верхний слой живописи, происходит потемнение и окрашивание его в цвет сикативов. Степень потемнения различна и находится в прямой зависимости от количества употребляемых в дело сикативов. Потемнение этого рода относится к разряду неисправимых.
При протирании вжухлостей лаками для ретуши тон пожухших мест обязательно темнеет и тем сильнее, чем больше масла потеряла прожухшая краска.
При промасливании вжухлостей потемнение красок может быть до известной степени избегнуто.
При утрате кроющей силы свинцовыми белилами нижележащие темные краски и грунт начинают сильно просвечивать, что ведет к более или менее осязательному и стойкому потемнению живописи.
Умбра, сиенская и зеленая земли темнеют в масляной живописи с течением времени под влиянием высыхания масла, которое, сжимаясь, сближает частицы красок.
Краски, относящиеся к разряду земель (охры, умбра и др.), химический состав которых вполне приемлем для живописи, в некоторых случаях, как это замечено уже давно и многими наблюдателями, чернят масляную живопись.
Исследования этих явлений объясняют их следующим образом. Большинство земляных красок окрашивают масло, на котором они растерты, если последнее содержит свободные жирные кислоты, так как в них растворяется некоторое количество краски с образованием новых соединений — железных и марганцовых солей жирных кислот. Приготовленные таким небрежным образом краски уподобляются до известной степени битуминозным краскам.
Наибольшее потемнение живописи в этом случае замечается при употреблении медленно высыхающих масел: макового и розмаринового. Так, обыкновенная масляная умбра, будучи покрыта по высыхании белилами, совершенно не окрасила последних; та же умбра с примесью розмаринового масла, покрытая по подсыхании белилами с примесью того же масла, сильно окрасила свинцовые белила и меньше — цинковые.
Для определения пригодности той или иной из названной категории красок необходимо руководствоваться следующим простым испытанием их. Небольшое количество краски опускается в пробирку и размешивается с эфиром или скипидаром. В том случае, если получится окрашенная жидкость, то испытуемая краска должна окрасить в живописи положенную сверх нее светлую краску, если просыхание их будет совершаться медленно.
Потемнение и пожелтение кремницких белил и других свинцовых красок под влиянием действия на них сернистых газов устраняются действием света и воздуха и перекисью водорода.
Потемнение киновари, желтых хромов и других более или менее непрочных красок, самих по себе и в смешении с другими, так или иначе, изменяет тон, и даже цвет живописи, восстановление которых не представляется возможным.
Медное мыло, образующееся при действии медных красок на масло, растворяется в масле и грязнит светлые краски, наносимые поверх медных красок. Медные синие краски зеленеют от масла. Кроме того, медные краски чернеют в смесях с другими красками и от сероводорода. Почернение это неисправимо.
Асфальт, примененный в нижних слоях живописи, будучи способным растворяться в масле, подымается в верхние слои живописи и чернит ее.
При смешении красок с различным удельным весом (например, киновари и парижской лазури) более легкая из них подымается наверх, а более тяжелая опускается на дно, причем получается изменение первоначального тона смеси. Зеленая киноварь, составляемая из лазурей и желтого хрома, на этом основании до известной степени синеет.
- Д.И. Киплик
- Красочные материалы живописи
- Оглавление
- Введение
- Общие сведения о красках
- Минеральные краски
- I группа известковые краски
- II группа железные краски
- Краски натурального происхождения
- Краски искусственного происхождения
- III группа свинцовые краски
- Хромовосвинцовые соединения Хромы желтые, оранжевые и красные
- IV группа ртутные краски
- Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
- V группа баритовые краски
- Баритовая желтая
- VI группа медные краски
- Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. Д.
- Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
- Vert - de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
- Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
- VII группа кобальтовые краски
- Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
- VIII группа ультрамариновые краски
- Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
- IX группа кадмиевые краски
- X группа цинковые краски
- Желтая цинковая
- XI группа хромовые зеленые краски
- Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
- Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
- XII группа краски различного минерального происхождения
- XIII группа составные краски
- Органические краски натуральные краски органического происхождения
- Краски растительного и животного происхождения
- Растительные лаки различных цветов
- Битуминозные вещества
- Угольные краски
- Искусственные органические краски
- Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.
- Прочные и непрочные смешения красок
- 1) Краски, наиболее устойчивые в смесях
- 2) Краски достаточной устойчивости
- 3) Краски малостойкие и нестойкие
- Непрочные смешения красок
- Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение
- Состав акварели
- Красочный материал акварели
- Бумага для акварели
- Живопись акварелью
- Материалы акварельной живописи
- Сохранение произведений акварели
- Клеевая живопись и темпера клеевая живопись
- Темпера
- Старинная темпера
- Современная темпера
- Состав современной темперы
- Приготовление красок
- Живопись современной темперой
- Клей и другие материалы акварели и темперы
- Материалы рисунка
- Velourssauce.
- Закрепление рисунков
- Пастель
- Состав пастели
- Закрепление пастели
- Методы работы пастелью
- Прочность пастели
- Новые виды пастели
- Масляная живопись масла введение
- Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
- Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания
- Добавления
- Очистка, отбелка и сгущение жирных масел
- Сгущенные масла
- Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок
- Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок
- Разжижители масла и масляных красок
- Добавления
- Масляные краски
- Добавления
- Добавления
- Добавления
- Палитра красок масляной живописи
- Трещины в слоях масляной живописи
- Вжухлость масляных красок и средства против нее
- Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
- Различные методы масляной живописи
- Живопись «алла прима» (alla prima)
- Многослойная живопись
- Подмалевок
- Лессировки
- Исправления
- Смолы и лаки смолы
- Твердые смолы
- Смолы средней твердости
- Бальзамы
- Воск, парафин и церезин
- Растворители смол
- Лаки для ретуши
- Лаки для живописи
- Картинные лаки
- Масляно — лаковые и другие краски
- Веймарские краски
- Матовые масляные краски
- Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа
- Краски вибера
- Прочность масляной живописи
- Материалы для грунта и их грунтовка материалы для грунта металлы
- Линолеум
- Клей животного происхождения
- Средства, служащие для закрепления животного клея
- Клей растительного происхождения
- Добавления
- Различные методы пользования клеевыми грунтами
- Цвет грунта
- Палитры, кисти и пр. Палитры
- Шпатели и скребки
- Куранты и плита для растирания красок
- Техника живописи старых мастеров введение
- Поступательный ход развития техники живописи живопись древних времен
- Средние века и ренессанс
- Материалы живописи материалы живописи и их грунтовка
- Грунты на дереве и холсте
- Красочный материал
- Живопись темпера
- Смешанный способ живописи
- Фламандский метод живописи масляными красками
- Итальянская манера масляной живописи
- Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
- Долговечность старинной живописи
- Техника живо писи различных мастеров леонардо да винчи
- Джорджоне и тициан
- Рафаэль
- Корреджио
- Тинторетто
- П. Веронез
- Ван-дик
- Рембрандт
- Веласкез и мурильо
- Франс гальс
- Греко (доменико теотокопули)
- Монументальная живопись введение
- Здание и его строительные материалы строительные материалы
- Строевой кирпич
- Алебастр (гипс)
- Известь
- Растворы
- Живопись масляная живопись
- Стены и их подготовка
- Живопись
- Клеевая живопись
- Темпера
- Яичная желтковая темпера
- Темпера на цельном яйце
- Яичная темпера с искусственной эмульсией
- Казеиновая темпера
- Подготовка стен
- Фресковая живопись краткий исторический обзор
- Итальянская фреска
- Терминология фрески
- Подготовка стен
- Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
- Ретушь фрески
- Прочность фрески
- Византийская и русская фресковая живопись
- Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
- Казеиново-известковая живопись
- Силикатная и восковая живопись силикатная живопись
- Растворимое стекло
- Стереохромия
- Минеральная живопись
- Восковая живопись
- Технология пчелиного воска
- Техника восковой живописи
- Выбор техники стенной живописи
- Иллюстрации