logo
Kiplik_2002

Краски растительного и животного происхождения

(соки, вытяжки растений и пр.)

Краски растительного и животного происхождения играли большое значение в красильном деле и живописи в прошедшие времена. Многие из растений, дающих красильный материал (марена, индиго, вайда), культивировались специально для выработки красок, которых было значительно меньше когда-то, чем в настоящее время. Многие из этих материалов теперь оставлены и забыты, так как найдены способы получения ис­кусственных органических красок из совершенно других источ­ников.

Материалами для приготовления красок этой группы слу­жат корни, листья, кора и плоды различных растений и пр. Важнейшими из них являются:

Желтые красящие вещества: желтое бразильское дерево, фустиковое дерево, орлеан, авиньонские ягоды, кур­кума, вау и церва, кверцитрон, красильная серпуха, красиль­ный дрок, индейская желтая, гумми-гут, шафран, барбарис.

Красные красящие вещества: марена и крапп, красное дерево, сандаловое дерево, сафлор, кошениль, лак-дей, гумми-лак, пурпур-слизень, орсель, драконовая кровь, алканна.

Синие красящие вещества: индиго, кампешевое дерево.

Коричневые и зеленые красящие вещества: сепия, жестер, акация катеху, соковая зелень (Rhamnus cathar­ticus).

Все названные вещества содержат красильные начала, ко­торые так или иначе извлекаются из сырого материала и обра­щаются в так называемые пигменты, служащие для пригото­вления красок и в красильном деле.

Употребление в дело соков растений и других органических природных красильных веществ в естественном их виде или с прибавкой некоторого количества клея имело место в истории водяной живописи (первобытной акварели), и это, разумеется, есть самый примитивный способ использования подобных ма­териалов.

Для превращения сырых красильных материалов в краску, т. е. в сухое окрашенное вещество, однородное в физическом отношении, нерастворимое при обыкновенных условиях в воде и маслах, последние подвергаются той или иной обработке, сообразно свойствам их.

Один из видов такого рода обработки, и притом наиболее популярный в настоящее время, был знаком в своем принципе уже в глубокой древности. Он заключается в том, что органи­ческий красильный пигмент осаждается на какое-либо мине­ральное основание, само по себе бесцветное, с которым он вхо­дит в химическое соединение.

Большинство названных выше красильных органических материалов, каковы: желтое дерево, кошениль, корень марены и др., содержат так называемые кислые пигменты, обладающие свойствами органических кислот и потому способные раство­ряться в щелочных растворах соды, поташа, едкого кали и натра.

Эти красильные растворы образуют с водными окислами земельных и тяжелых металлов, каковы: магний, кальций, алю­миний, хром, олово, железо и др., нерастворимые в воде и мас­лах, окрашенное соединения, называемые в технике лаками, или красками-лаками. В русской москательной терминологии они носят название баканов. Таким образом получаются жел­тые лаки, крапп-лаки, кармин-лаки и т. д.

Второй вид обработки природных красильных органиче­ских веществ заключается в извлечении сырого материала и превращении его в возможно чистый препарат (экстракт) кра­сильного начала, который в таком виде получает способность служить как краска.

Прочность красок-лаков и других видов органических кра­сок зависит главным образом от прочности самого пигмента, составляющего сущность их. В большинстве случаев они не­прочны; исключением являются: крапп-лаки, индейская жел­тая и некоторые др.; остальные теряют свой цвет более или менее быстро под влиянием света, а также от действия смеши­ваемых с ним металлических красок (свинцовых, медных и др.), отдающих им часть своего кислорода, который разрушает их. Состав связующих веществ для прочности органических кра­сок имеет также значение. Некоторые из органических красок в смеси с яичным белком и другими веществами получают боль­шую и даже безграничную прочность. Краскам этой группы присущи:

  1. безвредность для здоровья,

  2. высшая степень прозрачности; они являются настоя­щими лессировочными красками,

  3. большая или меньшая неустойчивость по отношению к свету,

  4. неспособность быстро высыхать с маслами.

Индейская желтая

Jaune indien. Indischgelb. Indian yellow.

Краска прекрасного золотисто-желтого цвета, особенно при­годная в лессировках. Химический состав ее — магниевая соль эвксантиновой кислоты в смеси с магнезией. До 1820 г. она была мало знакома в Европе.

Индейская желтая в сыром виде получается из восточной Индии, имеет вид крупных шарообразных кусков (весом в 25—35 золотников), имеющих на поверхности зеленовато-бурый цвет, в изломе — оранжево-желтый. Сорта ее различны.

В разведенной соляной кислоте при нагревании индейская желтая совершенно растворяется и после охлаждения раствора выделяет в виде белого хлопчатого осадка эвксантиновую ки­слоту. В кристаллическом виде последняя представляет бле­стящие желтые иглы, способные растворяться в спирту, эфире и горячей воде. Прибавляя к водному раствору эвксантиновой кислоты магнезию, можно получить краску в очень чистом виде.

Индейская желтая — одна из немногих до известной сте­пени светопостоянных красок-лаков органического происхожде­ния. Образцы хорошо очищенной и приготовленной краски в акварели после трехмесячного действия на них солнечных лучей дали лишь незначительное ослабление тона. Краска одной из английских фирм, испытанная Рербергом, мало изменилась под действием света, длившимся более одного года. В масляной живописи индейская желтая прочнее, нежели в акварели. Потемне­ние некоторых сортов краски с маслом указывает на недостаток очистки ее или же на потемнение самого масла. Последнее избе­гается, по опытам Чорча, растиранием краски с маслом, обрабо­танным предварительно борнокислым марганцем.

Индейской желтой присущи исключительно лессировочные свойства, причем получающийся оттенок незаменим другими красками. Даже в очищенном виде она отчасти растворима во­дой, что ощущается в акварельной живописи: она окрашивает волокно бумаги и потому с трудом смывается с нее дочиста. На масле она имеет отчасти коричневатый оттенок и поэтому не дает красивых смешений с синими красками. Масла берет до 100% и сохнет с ним медленно. Применима лишь в масля­ной живописи, акварели и темпере.

Кроме желтого оттенка в продаже имеется зеленоватый, но­сящий название индейской желто-зеленой, стоимость которой наполовину меньше желтой краски. Индейская желтая при­надлежит к разряду очень дорогих красок, и потому суще­ствует ряд суррогатов ее, к которым относятся желтые краски-лаки, получаемые из органических красильных начал и искус­ственных (каменноугольных). Одна из последних — желтая нафтоловая — очень близка по тону подлинной индейской. Она, впрочем, легко отличается от индейской быстрым (в несколько дней) изменением своего цвета на свету в коричневый. Мине­ральная краска ауреолин также иногда носит название индей­ской желтой и располагает лессировочными свойствами. В по­следнее время хорошая замена индейской желтой найдена в идантреновой желтой каменноугольного происхождения краске с добавкой к ней желтого кадмия.

Распознавание. Подлинный продукт в горячей со­ляной кислоте переходит в раствор, который по охлаждении выделяет белый хлопковидный осадок — эвксантиновую кис­лоту.

Крапп-лаки

Laque de garance, rose, doré, pourpre, intense. Krapp-lack hell, rosa, dunkel. Pink madder, pourpre madder, rose madder.

Интенсивные прозрачные краски различных цветов, из кото­рых малиновый наиболее красив.

Краппы принадлежат к очень древним краскам. По свиде­тельству Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапповых красок, которые по­лучали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. В эпоху Возрождения краппы имели широкое применение в живописи, и до сего дня они украшают многие произведения старых мастеров.

Крапп, или марена, получается из корня растения красиль­ной марены, лучшим сортом которой является Rubia tinctorum (Южная, Средняя и Западная Европа). Высушенный и из­мельченный корень обращается в порошок желто-красного цвета с характерным запахом. Получаемый из Смирны и с Кипра в продаже носит — в неизмельченном виде — название лизари и ализари.

Корень краппа содержит в себе целый ряд красильных начал, важнейшим из которых является «руберитриновая» кис­лота, распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество. Али­зарин кристаллизуется из растворов спирта в темно-золотисто-желтые иглы. На свойствах ализарина давать с окислами металлов нерастворимые окрашенные соединения и основано применение краппа при производстве крапп-лаков. Крапповый корень содержит, кроме того, пурпурин.

Ализарином и пурпурином не исчерпываются, однако, все красильные начала маренового корня, дающие красные краски; корень содержит и другие: желтые (рубиацин), зеленые (хлоро­ген) и бурые (эритрозин), которыми пользуются для произ­водства самостоятельных красок, а также для придания раз­личных оттенков красным крапп-лакам. Таким образом полу­чаются желтые и коричневые крапп-лаки.

Наиболее ценным из названных красильных начал краппа является ализарин, который и дает только прочные краски. В чистом виде его удалось получить, однако, сравнительно не­давно (в 1826 г.), остальные красильные начала были полу­чены еще позднее. В прежние времена в производстве красных крапп-лаков участвовали, таким образом, все красильные начала краппов одновременно, что не могло отражаться благоприятно на фабрикатах. Но и в наше время в состав красных крапп-лаков входит не только ализарин, но и пурпурин и небольшое количество прочих красильных начал. Между тем пурпурин уступает в прочности ализарину. Подвергнутые испытанию све­том, ализарин и пурпурин дали следующие результаты: розо­вый крапп-лак, состоявший из пурпурина, в продолжение 4 — 6 недель заметно побледнел, темный же крапп-лак, в составе которого был главным образом ализарин, в течение 9—19 ме­сяцев совершенно не изменился. Пурпурин дает нежные розо­вые цвета, которые мало доступны для ализарина, и потому розовые крапп-лаки часто всецело состоят из пурпурина. Вы­игрывая в тоне, они теряют, таким образом, в прочности.

При производстве крапп-лаков из марены поступают таким образом. Красочное начало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты, после чего промывается и нагревается с раствором квасцов. Из полученного раствора крапп-лак оса­ждается углекислой содой. Далее следуют его промывка и просушка. Производство лучших сортов красных крапп-лаков представляет сложное дело, так как от деталей производства зависят не только нюансы красок, но и сама прочность их. К необходимым материалам производства относятся также так называемое «ализариновое масло» (получающееся из касторо­вого масла и употребляющееся при крашении ализарином), фосфорнокислый натр и уксуснокислая известь. Нормальный крапп-лак красного цвета представляет по своему составу основ­ную ализариновую соль алюминия и кальция. В составе его, по-видимому, принимают участие и жирные кислоты ализарино­вого масла. Ализарин с глиноземом и окисью олова дает крас­ные лаки, с окисью железа — фиолетовые и темно-синие, с хро­мовыми солями — коричневые.

Имеющиеся в продаже крапповые краски в настоящее время состоят исключительно из крапп-лаков. Кроме обычных назва­ний их, которых имеется большое число, существуют: Van-Dyck rot, Rubenskrapp, Rembrandtkrapp, laque Robert, кристал­лический крапп-лак. Последние вследствие неопределенного состава не заслуживают внимания. Встречаются в продаже и жженые крапп-лаки. Они не содержат в своем составе воды и потому имеют меньшую наклонность к растрескиванию, на­блюдающуюся у краппов, содержащих воду; им присущ бо­лее фиолетовый оттенок.

Красные крапп-лаки принадлежат к весьма ценным краскам органического происхождения. Они являются единственными представителями этого отдела красок, применимыми во всех способах живописи, не исключая фрески и силикатной. С мас­лом сохнут медленно и берут его до 70%.

Крапп-лакам, приготовленным на масле, свойственно при долгом хранении обращаться в резинообразное состояние, что объясняется химическим действием заключающихся в масле свободных кислот на глинозем краски — преобладающий со­ставной элемент этого рода красок (светлых крапп-лаков). Употребление в живописи красок, пришедших в это состояние, считается очень вредным для нее.

Наиболее прочными из крапповых красок, выделываемых из марены, являются те, которые имеют густые красные тона; розовые оттенки, содержащие меньшее количество красящих на­чал, скорее поддаются разрушающему действию света. Желтые, фиолетовые и темно-синие крапп-лаки сильно выцветают. Лучшими фабрикатами являются французские, так как авиньон­ский крапп — лучшая культура этого рода растений.

Ализарин натурального происхождения в последнее время при фабрикации красок часто стал заменяться ализарином, получаемым искусственным путем — из каменноугольного дегтя. Так как ализарин этот тождествен ализарину из марены, то крапп-лаки, состоящие из него, нисколько не уступают по своим качествам натуральным (см. ализариновые крапп-лаки).

Распознавание. Крапповые краски дают желтый раствор с разведенными соляной и серной кислотами: крас­ный — c крепкой соляной и серной кислотой, желтый — азот­ной, розово-красный — с уксусной. Лимонная кислота не из­меняет их цвета.

Кармин

Кошенилевый лак. Кармин-лак. Laque cramoisie. Carmin. Crimson lake.

Кармин представляет общеизвестную и популярную краску, открытие которой относится к 1518 г. и приписывается фран­цисканскому монаху из Пизы. Фабрикация кармина началась с 1656 г.

Краска вырабатывается в виде кармина, содержащего около 7% глинозема или извести, или же в виде кармин-лака подоб­но прочим растительным лакам. Сырым материалом для до­бывания красок служат насекомые, паразиты кактуса (coccus cacti), привозимые из Центральной Америки, Мексики, Ал­жира и Каплэнда. Из этих насекомых получается красильное начало кармина — карминовая кислота.

По цвету своему карминовые краски спорят с крапп-лаками, и, по-видимому, одно время они пользовались большей попу­лярностью, нежели краппы. Краски эти принадлежат к раз­ряду чрезвычайно непрочных: они погубили многие из худо­жественных произведений прошедших веков и более позднего времени. Непрочность кармина особенно скоро сказывается в акварели, где для выцветания его достаточно нескольких часов, в масляной живописи оно идет медленнее, но и здесь не остается от краски с течением времени даже следов ее.

Кармин встречается в продаже под многими названиями. Наиболее чистый сорт его — карминнакарат, флорентинский лак, парижский лак, мюнхенский лак. Названия эти — сино­нимы кошенилевых лаков. Краска, носящая название крапп-кармин, была впервые предложена в 1916 г. Она состояла из чистых ализарина и пурпурина; в настоящее время ее готовят из смеси кармин-лака с крапп-лаком.

Распознавание. Чистый кармин (без водного глино­зема) в нашатырном спирту растворяется без остатка. При ки­пячении с содовым раствором (соды и краски берется поровну, воды в 30 раз более, чем краски) кошенилевых кармин дает фиолетовую окраску, крапповые краски — красную окраску.