logo
Kiplik_2002

Лессировки

Лессировками называются тонкие, прозрачные и полу­прозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на дру­гие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи по­следним желаемого интенсивного и прозрачного тона.

Почти все краски пригодны для лессировок: одни для про­зрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным от­носятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и не­которые другие.

Прозрачные лессировки изменяют лишь тон нижележащей подготовки в более густой и более прозрачный, не отражаясь на детальности моделировки и основной светотени. Полупрозрач­ные в значительной мере могут изменить в зависимости от степени их прозрачности детальность моделировки подма­левка.

Лессировками можно дополнить или закончить почти вся­кую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результа­тов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким об­разом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подма­левка.

Работая лессировками, следует всегда иметь в виду следую­щее:

  1. для разжижения красок пользуются: жирными маслами в обыкновенном и сгущенном виде, масляными лаками и лаками для живописи;

  2. лессируют как цельными красками, так и смешением их;

  3. лессировать можно как для достижения более яркого и более сильного тона, так и для погашения кричащих кра­сок;

  4. чем нежнее по тону лессировка и чем она светлее, тем более светлую подготовку она должна иметь. На темной подго­товке, на том же основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку;

  5. лессировки могут наноситься одна на другую много раз;

  6. ровное наложение негустой лессировочной краски дости­гается с помощью кисти, кусочка шелковой материи, ладони руки и пр. Густые лессировки разравниваются с помощью «флейца» — обильной волосом мягкой кисти, специально слу­жащей для названной цели;

  7. лессировки также необходимо просушивать, как масля­ную живопись вообще;

  8. при слишком большом числе лессировок живопись тем­неет, если введено было много масла;

  9. неудавшиеся лессировки удаляются с поверхности живо­писи мякишем хлеба и ватой;

  10. лессировки хорошо ложатся только на подмалевок с гладкой поверхностью, и потому при желании лессировать ше­роховатый подмалевок его необходимо подвергнуть шли­фовке.

Лессировки у старых мастеров имели большое значение. Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники и другие масте­ра более раннего времени прекрасно использовали их в своей Живописи. Популярность лессировок в прошедшие эпохи указы­вает на то, что они как нельзя лучше отвечали живописным за­просам художников, пользовавшихся ими.

С течением времени, однакоже, они мало-помалу стали те­рять былое значение, и в современной живописи если и нахо­дят еще применение, то, во всяком случае, не играют уже той роли, которая им принадлежала когда-то.

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на осно­вании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живо­писи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.

Тона, получающиеся лессировками, выступают вперед, а не отступают назад. Поэтому небо на картине лессировками не пи­шут.

Итак, живопись, выполненная лессировками, теряет в свете и воздушности. Естественно, что этот прием живописи не вя­жется с живописными задачами нашего времени. Лессировки для современного художника могут иметь вспомогательное слу­жебное значение; при надобности облегчают ему возможность быстро и легко изменять тон всей или части картины в жела­тельном направлении.

Большой интерес для художника нашего времени представля­ют полулессировки, наносящиеся полупрозрачными тонами.

Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупроз­рачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой кра­сок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы. Таков синий цвет неба, его же красный цвет при закате солнца и др. На том же оптическом основании светлые полупрозрач­ные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же тона, будучи нанесенными на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком. Так, старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яр­костью, но физическим смешением красок на палитре получить их не представляется возможным. Старые мастера позднейшей эпохи много пользовались описываемым методом живописи; им пользуются и современные художники, причем часто случайно или бессознательно.