logo
Kiplik_2002

Масляная живопись масла введение

Масляная живопись принадлежит к очень древнему способу живописи. О времени, когда и кем введено масло впервые в ка­честве связующего вещества красок, имевшее столь важное зна­чение в истории развития живописи как искусства, не имеется данных. Первое свидетельство, указывающее на применение масляных красок, относится к X веку.

Средневековая живопись на масле, состоявшая из одного масла и красок, была по своей сущности близка современной; тем не менее, она не пользовалась популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких случаях: при не­которых росписях стен, покрасках, т. е. в работах декоративных, не требовавших тонкости в исполнении, а также при лессиров­ках в темпере; вся же тонкая и деликатная живопись выполня­лась техникой иного рода. Это странное, как кажется на первый взгляд, отношение живописцев к маслу при более внима­тельном изучении вопроса получает весьма простое и естествен­ное объяснение. Дело в том, что масло не отвечало запросам примитивной техники живописи, приемы которой вытекали из другого вида красок, обычных в то время, главным составным элементом связующего вещества которых была вода.

Первоначальные приемы живописи, державшиеся в продол­жение веков, обязаны своим происхождением водяным крас­кам, а не маслу. Вся техника живописи до Ван-Эйков имела характер живописи водяных красок (темпера, клеевая жи­вопись, фреска и пр.), так как и была таковой; и потому есте­ственно, что медленно сохнущее сырое масло, притом густой консистенции (как результат обработки, очистки и пр.), поя­вившись в живописи, было чуждым, непривычным и мало-отвечающим делу материалом с точки зрения средневеко­вого живописца, воспитанного на красках, в связующем ве­ществе которых такую существенную роль играла вода.

Лишь только после усовершенствования масляных красок, сде­ланного Яном Ван-Эйком (XV столетие), приблизившего их по свойствам высыхания и консистенции (вследствие введения в них эфирных масел и сушек) к водяным краскам, перед которы­ми масляные имели многие несомненные преимущества, наблю­дается и быстрый рост интереса к ним у живописцев и быстрое вытеснение ими других способов станковой живописи. Но и масляная живопись Ван-Эйка и его последователей первое вре­мя продолжала носить на себе отпечаток водяной живописи: так велико значение традиций и так велико значение навыка. Только значительно позднее масляная живопись (у итальянских ее последователей) теряет свой робкий характер и обнаружи­вает мощную силу и полную самостоятельность.

С введением и повсеместным распространением масляной жи­вописи начинается новая эра в искусстве, которое с этого вре­мени быстрыми шагами идет вперед. Ни одному из связующих веществ живопись не обязана в такой мере своим развитием, как маслу. Масла дали живописцу свободу и выход из подчи­ненного положения по отношению к материалу, порабощавшему его волю, окрылили живописца и создали необычайный подъем, открыв новые широкие горизонты и возможность безграничных творческих достижений.

Мастера живописи эпохи Возрождения поистине упивались новой техникой и использовали ее в совершенстве. Лучшими образцами масляной живописи являются произведения мастеров различных национальностей названной эпохи, представляющие гармоническую связь между материалами, введенными в дело, и их творчеством. Эта же эпоха разработала и лучшие приемы техники, ставшие позднее для многих поколений живописцев идеалом, к которому стремятся, и оставшиеся до сего дня не вполне разгаданными и раскрытыми.

В XVIII столетии с упадком искусства наблюдается и упа­док техники живописи. Лучшие приемы старой масляной живо­писи утрачиваются и постепенно отходят в забвение, но масло твердо остается на своем месте и не только не утрачивает своего значения, но, в силу традиций и навыков, проникает всюду, даже в область монументальной стенной живописи, где, разумеется, очень скоро терпит полное поражение.

К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной масляной живописи: выросшая и окреп­шая на масле живопись, в конце концов, злоупотребляет маслом.

Вид разрушающихся произведений позднейшего искусства, пожелтение, потемнение и растрескивание, наблюдавшиеся в мас­ляной живописи этого времени, а также желтый «галерейный» тон великих произведений минувших эпох — все это вызывает реакцию по отношению к маслу, переходящую, наконец, в гоне­ние на него. Сначала масляная живопись изгоняется со стен и заменяется фреской и новыми способами живописи со свя­зующими веществами, вновь открытыми (растворимым стеклом); затем изыскиваются и новые связующие вещества для станко­вой живописи. На смену маслу предложен ряд связующих ве­ществ и техник, между которыми начинает приобретать попу­лярность возрожденная темпера в виде новой «эмульсионной темперы». Наиболее вдумчивые художники, обеспокоенные бу­дущим своих произведений, изыскивают способы передать их потомству в том виде, как они вышли из-под их кисти. На по­мощь живописцу приходит и наука, старающаяся своими дан­ными обеспечить прочную опору технике живописи.

Живопись давно уже стоит перед трудно разрешимой для нее дилеммой: или продолжать пользоваться масляными краска­ми и применять отвечающую им технику, которая в основе сво­ей вытекала бы из их материальных свойств, или же заменить их другими красками с другой техникой, более отвечающей сов­ременным потребностям. Только при счастливом разрешении этой дилеммы, следующие за нами поколения, получат от нашего живописного искусства соответственное наследие.