logo
Kiplik_2002

Темпера на цельном яйце

Хорошей темперой, вполне отвечающей задачам монумен­тальной живописи, нужно считать яичную средневековую тем­перу, состав которой описывается Ченнино Ченнини (XV век).

Темпера эта состоит из цельного яйца, т. е. желтка и белка, взятых вместе, небольшого количества фигового молочного сока и разбавленного водою вина в количестве, равном объему яйца. Таков старинный рецепт темперы, легко и в точности выполни­мый на юге; на севере же сок фигового дерева может быть за­менен некрепким винным или столовым уксусом, пивом или хлебным квасом, взятыми в той же пропорции, что не причи­нит составу темперы ни малейшего ущерба.

В состав связующего вещества этой темперы входит значи­тельное количество яичного белка, и это делает ее особенно цен­ной при применении в стенной живого си. Вещества белкового происхождения, каковы яичный белок, казеин, животный клей и т. п., способны с едкой известью образовывать прочные хими­ческие соединения (альбуминаты кальция), относящиеся к ве­ществам, не растворимым в воде.

Вот почему яичная темпера, содержащая белок яйца, буду­чи нанесенной на сухую, но невыстоявшуюся известковую шту­катурку, содержащую отчасти в глубине своей еще едкую из­весть, нисколько не страдает от нее, но закрепляется еще скорее вследствие действия едкой извести на белок яйца.

На стенах же, только сырых и влажных, не содержащих в себе едкой извести, яйцо, подобно другим клеящим веществам органического происхождения, способно разлагаться и загни­вать.

На том же основании красками с яичным белком можно писать по свежей известковой штукатурке (см. «фреска»), и живопись эта по прочности не уступает фреске. На вполне вы­стоявшейся штукатурке яичный белок становится нераствори­мым под влиянием света, а также может быть закреплен искус­ственным путем, например с помощью формалина. Яичная тем­пера на цельном яйце является, таким образом, весьма ценным способом для украшения стен.

Этот вид темперы имеет значительно меньшую плотность, чем желтковая темпера и темпера с искусственной эмульси­ей, и потому ей присущ легкий тон, близкий тону клеевых кра­сок и отчасти фрески.

Вследствие своей рыхлости она мало закрывает поры стен, предоставляя им свободно вентилироваться. Краски значитель­но светлеют при высыхании, что, с одной стороны, затрудняет при неопытности выполнение работы, зато с другой — не дает возможности впасть в черноту, так как даже темные тона, взя­тые вначале, легко перекрываются светлыми, что нелегко удает­ся в более плотной темпере.

Техника эта не нуждается в каких-либо определенных при­емах и потому вполне может удовлетворить современного жи­вописца.