logo
Kiplik_2002

Минеральная живопись

Над стереохромией трудилось немало лиц, желая исправить ее недостатки, но дело долго не подвигалось вперед; разрешить трудную задачу применения растворимого стекла в качестве связующего вещества красок в живописи впоследствии удалось лишь технологу А. Кейму, также много работавшему над стереохромией.

А. Кейм использовал все, что было достигнуто его пред­шественниками, причем ему удалось разрешить эту задачу впол­не. Новая техника монументальной живописи, созданная Кей­мом, является, таким образом, усовершенствованной стереохро­мией; она получила от своего изобретателя название «минераль­ная живопись».

Минеральная живопись Кейма вскоре затем обратила на себя внимание европейского художественного мира и была при­знана одной из лучших техник монументальной живописи со­временного искусства.

Живопись эта разработана А. Кеймом в двух вариантах:

1) способ А—«живописные краски» («Künstlerfarben»), предназначающиеся для живописи на стенах;

2) способ Б — «декоративные краски» («Decorationsfarben»), предназначенные для живописи орнаментов и т. п.

По принципу «декоративных красок» Кеймом разработаны также краски для прочного окрашивания фасадов зданий. Крас­ки эти и у нас имели широкое применение на практике.

«Живописные краски»

Подготовка стен для этого способа состоит в нанесении двух слоев штукатурки. Для первого из них служит смешанный раствор, состоящий из 4 частей крупного песка (сито в 27 от­верстий на 21/2 линейных сантиметра), 1 части портландского цемента и 1/4 части гашеной извести. Но если имеется уже в го­товом виде какая-либо прочная штукатурка, то можно пользо­ваться и ею.

На первый слой, притом не вполне просохший, наносится второй слой, на котором выполняется живопись. Он состоит из 1 части гашеной извести (в виде «пушонки»), 4 частей смеси толченого мрамора, инфузорной земли и небольшого количества чистого кварцевого песка. К этой массе прибавляется 3—4 ча­сти воды, и полученный таким образом раствор наносится на стену.

Накладка эта при высыхании получает белый цвет. Когда она совершенно просохнет, то приступают к травлению ее сла­бым водным раствором кремнефтористоводородной кислоты, ко­торая растворяет углекислую известь на поверхности штукатурки и переводит ее в растворимый кремнефтористый кальций. При следующем затем повторном смачивании штукатурки водою он проникает в глубину ее. Смысл этой операции имеет двоякое значение: во-первых, поверхность штукатурки приобретает пос­ле нее значительную пористость, вследствие чего краски во вре­мя живописи легко внедряются в нее, равно как и фиксирую­щий их силикат; во-вторых, известь штукатурки приобретает состав, наиболее отвечающий для фиксирования красок раство­римым стеклом.

Рисунок выполняется углем прямо на стене или же отдель­но на бумаге и затем припорашивается на стену, после чего его обводят краской, смешанной с водой. Приступая к живописи, стену сильно смачивают водой и поддерживают ее во влажном состоянии в течение всего времени работы. Шероховатая на­кладка хорошо принимает краски, которые разводятся чистой водой. Их наносят по желанию акварельно жидко и полупастоз­но, исключается лишь пастозное письмо. Работа может вестись на всей плоскости картины; ее можно прерывать по желанию и во всякое время снова возобновлять. До фиксирования краски остаются все время подвижными, и потому возможны переделки, поправки и т. п. В сухом виде краски пачкают подобно пастели и закрепляются после фиксажа.

Краски содержат в себе примеси веществ, способствующих прочному их закреплению. К ним относится водный глинозем, гидрат окиси магния и др. Примеси эти не отнимают цветовой силы у красок, и потому живопись этого способа обладает зна­чительной силой, не уступающей в отношении цвета силе фрес­ки. Все краски, применяющиеся во фреске, имеют место и в ми­неральной живописи.

Законченная живопись фиксируется калиевым растворимы» стеклом сначала с помощью пульверизатора особой системы, а затем — кистью. В меру зафиксированные краски имеют мато­вую поверхность, перефиксированные же блестят, причем устра­нить блеск одним промыванием чистой водой не представляет­ся возможным. Краски при фиксировании несколько углубляют­ся и темнеют, и потому, выполняя живопись, необходимо принимать это в расчет.

При фиксировании красок растворимое стекло, разведенное водой, проникает в глубину штукатурки и вступает в обменное разложение с находящимся в ней кремнефтористым кальцием, причем в результате получаются кремнекислый кальций и кремнефтористый калий — вещества постоянные, не раствори­мые в воде, которые прочно связывают заключенные между ними частицы красок. На этом все работы и заканчиваются; здесь нет надобности в промывании живописи водой, к чему прибегали в стереохромии, так как растворимое стекло во всех своих составных частях остается прочно связанным.

Произведение, исполненное минеральной живописью, кроме присущей этой технике красоты тона, не уступающей фреске, получает и большую прочность. Краски минеральной живописи крепко связываются со штукатуркой, причем она после фиксажа приобретает прочность, значительно превосходящую прочность обычной известковой штукатурки, в которой инкрустируются краски фресковой живописи. Минеральная живопись более устойчива к кислотам, механическим воздействиям, атмосфер­ным осадкам, низкой температуре, нежели фреска; вот почему прямое назначение ее — в росписи фасадов и вообще наружных стен здания.

Минеральной живописи, имеющей значительную шерохова­тость, угрожает лишь закопчение и запыление, с чем, однако, нетрудно бороться, если зафиксированную живопись, согласно предложению немецкого художника Вольфгангмюллера, покры­вать слоем парафина.

«Декоративные краски»

Для орнаментальных работ и плоскостей живописи Кейм разработал второй вид техники минеральной живописи, назван­ный им «декоративными красками». Он в принципе построен на тех же началах, что и описанный способ, но техника его зна­чительно отличается от первого как выполнением, так и полу­чаемыми результатами.

В данном случае Кейму удалось разрешить ту трудную за­дачу, которую поставил себе некогда Фукс в начале своих опы­тов с растворимым стеклом, заключающуюся в достижении за­крепления красок, смешиваемых непосредственно с растворимым стеклом, как то практикуется во всех других способах живопи­си с их связующими веществами.

В оптическом отношении живопись по способу Б сильно от­личается от способа А. Здесь совершенно отсутствует прозрач­ность красок, и интенсивность тона значительно ниже способа А, так как все употребляющиеся в дело краски, наподобие кра­сок «фреско а секко», не находятся в чистом состоянии, а содержат в себе значительные подмеси веществ, способствующих за­креплению их в соединении с калиевым растворимым стеклом, о которых говорилось выше. Краски с этими подмесями, разу­меется, теряют в своей интенсивности, но в данном случае ею пришлось пожертвовать для упрощения самой техники живо­писи.

Живопись декоративными красками проста и не требует осо­бой подготовки или грунта. Краски хорошо ложатся и закреп­ляются на поверхности различных материалов: известковых, цементных и прочих штукатурках, металле (цинке и железе), бумаге, картоне и холсте при обязательном, однако, условии, чтобы материал, покрываемый красками, не был слишком пори­стым. Пористый материал пропитывается смесью, состоящей из 5 частей снятого молока и 1 части известкового молока. Краски в тонком порошке смешиваются на металлической палитре с растворимым стеклом кистью и наносятся на поверхность покры­ваемого предмета. По высыхании они сильно светлеют и изме­няются в тоне, наподобие обыкновенных клеевых красок, но, раз высохнув, не растворяются уже в воде. Их можно наносить слой на слой, причем нижележащие краски не растворяются наноси­мыми поверх, и потому поправки и исправления в этом способе возможны.

Третий вид красок, предназначенных для окраски главным образом наружных стен зданий, по своему составу приближает­ся к краскам способа Б, но, отвечая своему значению, пред­ставляет ряд малоинтенсивных тонов, получающихся из более дешевых красочных материалов.

Живопись и окраска, исполненные на растворимом стекле, очень прочны, но так как они выполняются обыкновенно на простых штукатурках, то прочность их зависит от прочности последних.

Минеральная живопись Кейма по своим материалам, технике и достижениям является всецело созданием позднейшего време­ни. На практике этот способ живописи осуществлен в таких раз­мерах, что одно перечисление всех зданий, расписанных им, мо­жет составить отдельную брошюру.

Из росписей, исполненных у нас по способу Кейма, следует отметить живопись в Софийском соборе в Новгороде, орнамен­тальное убранство курзала в Сестрорецке. В селе Натальевке, Харьковской области, в небольшой церкви, построенной акаде­миком В. Щусевым, имеется прекрасная роспись, исполненная проф. А. И. Савиновым, в которой картины и орнаментика ис­полнены «живописными красками». Эта роспись является в на­стоящее время единственным экземпляром минеральной живо­писи, исполненной у нас по способу А, если не считать небольшую ученическую работу, написанную на стенах одной из мас­терских Академии художеств. В Москве кеймовские краски слу­жили почти исключительно для окраски фасадов некоторых зданий.

Силикатная живопись с ее сложной системой использования пигментов и связующих веществ их могла родиться лишь в позднейшее время. Как фресковая живопись является плодом прошедших столетий, так силикатная живопись есть плод на­шего времени. В ее технике все создано для современного живо­писца, здесь отсутствуют детали, отличающиеся своей «перво­бытностью», подобные тем, которые так характерны для фрески. Здесь налицо лишь все то, что облегчает труд современного художника, что идет ему на помощь.