logo
Kiplik_2002

Состав современной темперы

Наиболее популярными по составу темперами нашего вре­мени являются яичная, казеиновая и гумми-арабиковая.

Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусствен­ная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возмож­ность составления новых рецептов, можно сказать, безгра­нична; достаточно лишь при составлении их соблюдать извест­ную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать рав­ный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике, поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера прибли­жается по своим свойствам к масляной живописи и потому на­чинает приобретать и недостатки последней — способность жел­теть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи — долгой подвижности ее красок.

Ниже приводится несколько рецептов яичной темперы с искусственной эмульсией, составленных выдающимися знато­ками техники живописи и потому имеющих известное обосно­вание.

Темпера П. Кеммерера

Яичного желтка 1 вес. часть

Маслян. лака (лучших качеств) 1/4 вес. части

Льняного масла 1/8 вес. части

Макового масла 1/8 вес. части

Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2 ве­совых части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия эта мо­жет сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употреб­ления.

Автор приведенного рецепта рекомендует своеобразный ме­тод живописи, применяемый им самим. Он состоит в том, что краски, растертые предварительно с водой, в виде густой мази, наносятся на палитру и тут же в самом процессе живописи смешиваются кистью с эмульсией.

В том случае, если при высыхании красок некоторые из мест живописи окажутся недостаточно закрепленными, их за­крепляют перед вторичным прописыванием, пропитывая чистой или разведенной водою эмульсией; это делается с помощью кисти.

Темпера М. Дёрнера

Эмульсия для этой темперы составляется таким образом:

Яйцо (желток и белок) 1 объем

Масла сырого или вареного 2/3 объема

Скипидарного лака 1/3 объема

Лак смешивается предварительно с маслом и в таком виде уже поступает в яйцо, которое тщательно перед тем размеши­вается так, чтобы желток и белок представляли однородную массу, которая, кроме того, процеживается. При введении в эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается не­растворимой.

Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое количество камфары, гвоздичного масла и пр.

Краски, тертые на этой эмульсии, должны быть по густоте одинаковыми с обыкновенными масляными красками и в ра­боте разводятся чистой водой.

Руководствуясь приведенным рецептом темперы как известно­го рода нормой, можно составить многочисленные ее варианты.

Яичная темпера менее жирная

Яйцо (желток и белок) 1 (около 40 куб. см)

Вареного масла 1/2 вместим. яичной скорл.

Винного или столов. уксуса 1/2 вместим. яичной скорл.

Составляя эмульсию, белок и желток яйца хорошо переме­шивают и затем вводят сюда при постоянном помешивании по каплям масло. Когда последнее хорошо соединилось с яйцом, в эмульсию таким же образом приливают уксус.

Консервирующим веществом для эмульсии в данном случае служит уксус, который не должен быть крепким, так как в противном случае он свертывает яйцо и действует на краски, страдающие от кислот.

Стертые на этой эмульсии краски могут сохраняться про­должительное время, если заключены в оловянные тюбики; они имеют способность хорошо приставать к грунтам45 и во время работы разводятся чистой водой.

При желании избегнуть разбавления эмульсии уксусом можно вместо него вводить в эмульсию чистую воду с добавкой денатурата, но в этом случае необходимо ввести в яйцо не­большое количество двууглекислой (питьевой) соды, чтобы предупредить его свертывание от спирта.

Приведенный выше рецепт может быть изменен в таком роде:

Яйцо (желток и белок) 1 объем

Вареного масла 1/2 объема

Для консервирования эмульсии в нее прибавляют 2% сали­циловой кислоты.

В таком виде эмульсия дает более жирную темперу.

Темпера Иенике

8 чайных ложек траганта растворяются в 1 литре винного уксуса и туда прибавляется 20 капель олифы или венециан­ского терпентина. Затем 1 цельное яйцо смешивается с не­сколькими каплями вареного масла и к нему прибавляется 125 куб. см первого раствора.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, обра­зуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не усту­пают по своим качествам, описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр. К едкому кали и едкому натру, рекомендуемым Фрид­лейном, следует отнестись отрицательно.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему ко­личество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Темпера М. Дёрнера

Для составления казеинового раствора берется:

Казеина (в порошке) 50 г

Воды 250 куб. см

Буры 20 г

Бура может быть заменена содою или углекислым аммо­нием, которых берут в этом случае по 5 г.

На 1 объем составленного таким образом казеинового раствора берется 2/3 объема масла и 1/3 объема мастичного или даммарового скипидарного лака, или же объем, не превышаю­щий объема раствора казеина, тех же веществ, иначе скомби­нированных.

Порядок составления эмульсии обычный. Казеин смеши­вается с таким количеством воды, чтобы он хорошо разбух, и после того приливается к нему 250 куб. см воды. Темпера эта не требует никаких добавочных консервирующих веществ, так как бура, сода и пр. являются уже таковыми.

Многие живописцы отдают предпочтение казеиновой тем­пере перед яичной, что безусловно имеет свое основание. Казеи­новая темпера вследствие отсутствия в ее эмульсии невысыхаю­щего яичного масла твердеет очень быстро, становясь нераство­римой водой. Крепость слоев ее живописи превышает таковую же яичной. При правильно составленной эмульсии краски ка­зеиновой темперы совершенно не способны давать трещин, даже при нанесении их очень пастозно. Темпера эта прочно при­стает к материалу, на который наносится, даже к масляным краскам. Ею можно покрывать дерево, холст, металл, камень и стекло.

В стенной и станковой живописи казеиновая темпера тре­бует крепкого грунта, в противном случае может оторвать его от материала, на котором он лежит.

Гумми-арабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший мате­риал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гумми-арабиком, дек­стрином и вишневым, а также клеем и других плодовых де­ревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яич­ной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способ­ность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гумми-арабиковой темпере краски ли­шены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гумми-арабиковая темпера, зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет попу­лярность в фабричном производстве красок.

Гумми-арабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при состав­лении эмульсии на 1 объем гумми-арабикового раствора берется не более 1/2 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/121/5 часть объема) глицерина.

Темпера А. Бёклина

Вишневого клея в растворе 6/9 части

Копайского бальзама 1/9 части

Скипидара 1/9 части

Керосина 1/9 части

Копайский бальзам и эфирные масла соединяются вместе и затем по капле вводятся в клеевой раствор.

Для полноты описания различных видов темперы необхо­димо остановиться еще на одном весьма своеобразном виде.

Краски всех уже описанных вариантов темперы, правильно составленные, дают живопись с матовой поверхностью, и при высыхании их получается более или менее значительное изме­нение их тона, что несомненно затрудняет живописную работу, а также и раскрытие лаком законченной живописи, которая может измениться при этом так, как не рассчитывал художник. Во избежание указанных выше неудобств явилась мысль со­ставлять темперу таким образом, чтобы краски высыхали с бле­стящей поверхностью.

Получать подобную темперу с казеином или яйцом не пред­ставляется возможным, так как, вводя избыток названных свя­зующих веществ в темперу до получения блеска, можно до­стичь только отрицательных результатов в отношении прочно­сти темперы. Вот почему в данном случае нужно использовать другие виды связующих веществ, например животный и расти­тельный клеи.

Привожу здесь один из рецептов таковых:

Декстрина 45 г

Воды 45 г

Глицерина технического 6,5 г

Мыла с малым количеством воды 0,2 г

Олифы (или 1/3 объема раствора декстрина) 21 г

Среди составных частей этого рецепта мы видим глицерин и мыло — материалы, в данном случае необходимые; для по­лучения же эмульсий с яйцом и казеином они совершенно из­лишни.

Нет сомнения, что темпера подобного состава уступает в прочности яичной и казеиновой темперам, крытым лаком, и равняется в этом отношении клеевой и гумми-арабиковой тем­перам.