logo
Kiplik_2002

Монументальная живопись введение

Монументальной живописью называется живопись, непо­средственно связанная с архитектурой. Базой для нее служат плоские и сферические поверхности наружных и внутренних стен здания, потолков, сводов и других его частей. Она состоит из орнаментов, арабесок и картин.

Чем больше такая живопись дополняет и выявляет стиль здания, тем более она соответствует названию монументальной. Та живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее, называется про­сто декоративной живописью. Прекрасными образцами мону­ментальной живописи являются росписи, покрывающие здания древнего Египта, Помпеи, росписи времен Ренессанса и др.

В задачу монументальной живописи входит прежде всего выявление архитектурных форм и их стиля, что возможно лишь при достижении наибольшей гармонии между живописью и ар­хитектурой. Живопись в данном случае не имеет самостоятель­ного значения, а находится до известной степени в подчинении у архитектуры. Это сообщает ей своеобразный характер, выра­жающийся в особой трактовке изображаемых форм, красок, све­та и тени и пр. Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении архитектуры, также подчи­няется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, и пр., так как и она должна быть в гармонии со своей архитек­турой. Во всякой стенной декоративной живописи, таким обра­зом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае раз­решается не только живописная задача, но и архитектурная.

Монументальная живопись получила свое начало в глубокой древности и достигла высокой степени развития еще задолго до того времени, когда живопись развилась в самостоятельное ис­кусство, отделившееся от архитектуры и получившее название станковой живописи. Монументальная и вообще стенная декора­тивная живопись представляет самостоятельный отдел в живо­писном искусстве; вот почему художник, приступающий к укра­шению стен росписями, должен иметь специальную художествен­ную подготовку. Живопись эта имеет и самостоятельную техни­ку; базой для нее служит не холст, а стены здания, построенные из материалов, свойства которых необходимо знать, и освоение их требует специальной подготовки. Технические познания в стенной живописи поэтому живописцу также необходимы, и при отсутствии их ему не следует выступать на поприще стенной декоративной живописи.