logo
Kiplik_2002

Стены и их подготовка

Стены, предназначаемые для живописи масляными краска­ми, подготавливаются различным образом. Нередко масляная живопись выполняется непосредственно по штукатурке, нане­сенной на каменную или кирпичную кладку стен, причем наи­более пригодной для нее нужно считать известковую штукатур­ку. Иногда вместо штукатурки в стену вделывают плиты в размер картины из шифера (свободного от железного колчеда­на) и аспида; наконец нередко пользуются для той же цели металлическими досками и линолеумом, которые также при­крепляются к стенам.

Если живопись ведется непосредственно по штукатурке, то стены, предназначаемые для нее, должны быть сложены из хорошего материала, сухие; покрывающая их штукатурка дол­жна быть нанесенной со всею тщательностью, быть крепкой, выстоявшейся, лишенной следов едкой извести, которая во всей толще штукатурки должна перейти в углекислую известь; кро­ме того, в ее составе не должно быть щелочных и растворимых солей вообще, так как последние могут или разлагать связую­щее вещество красок, или же выкристаллизовываться на по­верхности картины.

Штукатурки с известковыми растворами в сравнительно ко­роткий срок теряют воду, и верхние слои их приобретают ней­тральность, при более же продолжительном выстаивании они становятся уже пригодными для масляной живописи; цемент­ные же штукатурки сохраняют свои едкие свойства неопреде­ленное время, и потому при пользовании ими требуют искус­ственных мер для приведения их к нейтральности.

Присутствие влаги в стенах узнается с помощью листа же­латины, прикрепляемого одним из своих краев к стене. В том случае, если в ней имеется значительная влажность, превыша­ющая влажность окружающего воздуха, лист желатины коро­бится в сторону, противоположную стене. Присутствие едкой извести и щелочных солей узнается пробой — красной лакму­совой бумагой, прикладываемой к смоченной чистой водой шту­катурке, которая при наличности даже ничтожной щелочности, как известно, синеет, или же пробой раствором фенолфталеина в спирту, при тех же условиях краснеющим.

Для ускорения просушки известковых штукатурок нередко прибегают к искусственным мерам: усиленному отоплению по­мещения с помощью железных переносных печей, которые ста­вят поблизости просушиваемых стен; меры эти дурно отража­ются на прочности штукатурки и стен, так как способствуют просушке стен лишь на их поверхности, где поры закрываются и, таким образом, препятствуют дальнейшему просыханию стен в их глубине.

Для нейтрализации известковых и цементных штукатурок последние обрабатываются нижеследующими средствами:

  1. Линоленовой кислотой (главной составной частью льня­ного масла), которая входит в химическое соединение с едкой известью штукатурки, нейтрализует ее и закрывает поры стен. Этот способ часто применяется в Англии.

  2. Раствором углекислого аммония, переводящего едкую известь в углекислую.

  3. Раствором цинкового купороса, которой образует с ед­кой известью на поверхности и отчасти в глубине штукатурки гипс и водную окись цинка — вещества белого цвета, имеющие больший объем, нежели едкая известь, и потому закрывающие поры штукатурки.

Подобно цинковому купоросу действуют сернокислая магне­зия и сернокислый алюминий, а также железный купорос. По­следний принадлежит к дешевым веществам, но окрашивает штукатурку в ржавый цвет, образуя водную окись железа (ржавчину).

  1. Для пропитывания цементных штукатурок особенно хо­роши так называемые «флюаты», предложенные французским инженером Кесслером и состоящие из соединений кремнефтори­стоводородной кислоты с солями различных металлов. Они наносятся на штукатурку в виде водного раствора, причем полу­чается нейтрализация цемента в цементных и извести в извест­ковых штукатурках с образованием многих нерастворимых во­дою соединений, очень плотно заполняющих поры штукатурки, действуя не только на поверхности, но и в глубине ее.

Образцом живописи по цементу может служить живопись немецкого художника Ротманна, исполненная на стенах Мюн­хенской пинакотеки в 1840 году и прекрасно сохранившаяся.

Следует ли, однако, подвергать известковую штукатурку, предназначаемую для масляной живописи, искусственной ней­трализации? На вопрос этот можно ответить только отрица­тельно, так как если штукатурка еще содержит в себе едкую известь, то это указывает на то, что она далека еще от полного выстаивания, а следовательно, и совершенно непригодна для масляной живописи, которую в этом случае искусственная ней­трализация штукатурки предохранить от порчи не сможет, так как сама стена еще сыра.

Просохшая штукатурка может пропитываться линоленовой кислотой, льняным маслом, раствором смолы, покрываться мас­ляным грунтом, после чего уже следует живопись.

Лучше всего, однако, не писать вовсе масляными красками непосредственно по штукатурке, так как единственно надежным способом применения масляной живописи на стенах является изолирование слоев живописи от стен. Этой цели могут служить плиты из шифера и аспида, металлы, линолеум и т. п., при­крепляющиеся так или иначе к стенам, на которых и выпол­няется масляная живопись. Так исполнена, например, живопись Пювиса де Шаванна на стенах парижской Сорбонны.

При подготовке шифера под живопись в Англии его сильно нагревают и затем натирают парафином, напитывающим шифер и делающим его непроницаемым для воды и ее паров. После этого наносится соответствующий грунт. Парафин иногда заме­няется масляно-копаловым или другим водоупорным ла­ком.

Плафон купола церкви св. Женевьевы в Париже расписан по камню, который был пропитан горячим маслом с воском и смолой. Та же подготовка пригодна и для аспидных досок, на кото­рых много писали в старину.

Масляная живопись выполняется также на металлах и ли­нолеуме, прикрепляемых на стены. Наиболее отвечающими делу металлами являются олово, медь и алюминий. Цинк же, часто применявшийся в прошлом, не пригоден для масляной живо­писи, так как при изменениях температуры он сильно изменяет свой объем. В церковной живописи на наружных стенах под масляные краски обычно применялось железо, которое сильно ржавело под слоем красок, и живопись приобретала ужасный вид.

Линолеум, состоящий из ткани, крытой толстым слоем смеси из вареного льняного масла и измельченной в муку пробки, по-видимому, пригоден для стенной масляной живописи, если при­креплять его или непосредственно к стене, или же — что лучше — к металлической рамке, вставленной в стену таким образом, чтобы линолеум не прикасался к стене. Линолеум предложен для живописи Оствальдом, который находил его вполне подходящим материалом для названной цели, так как по своему химическому составу он близок к масляному слою красок, к их коэффициенту расширения, что безусловно выгодно отражается на крепости масляного слоя красок.