logo
Kiplik_2002

Клей и другие материалы акварели и темперы

К важнейшим видам животного клея, применяемым в темпе­ре и клеевой живописи, относятся обыкновенный плиточный клей и казеин. Они принадлежат к белковым веществам, в состав которых входят азот и сера, и потому клей этот способен легче подвергаться разложению и загниванию, нежели клей раститель­ного происхождения.

Обыкновенный плиточный клей, получаемый вы­варкою кожи, костей, применяется главным образом в клеевой живописи и иногда лишь в темпере, причем темпера такого соста­ва совершенно не имеет достоинств яичной и казеиновой темпер. От качеств клея, которого имеется много видов, зависит, разу­меется, прочность клеевой живописи. Лучшие сорта клея в хо­лодной воде лишь набухают, растворяются же только в горячей воде. В растворах средней крепости они легко уже студенятся, и потому в клеевой живописи предпочитают сорта клея, в значи­тельной своей части растворяющиеся в холодной воде и не так легко обращающиеся в студень. При долгом хранении клеевых красок клей в них легко начинает разлагаться и загнивать, рас­пространяя гнилой запах, и краски становятся непригодными для дела. Для консервирования клеевых растворов в них сле­дует вводить уксус, карболовую кислоту и другие консервирую­щие вещества.

Казеин есть один из важнейших составных элементов мо­лока. Коровье молоко содержит его около 3,6%. Творог, полу­чающийся из скисшего молока, и есть казеин.

Лучшим творогом для приготовления казеина является тот, который получается из свежего молока, обработанного сепаратором. В обыкновенном же твороге, получающемся натуральным скисанием молока, содержится, значительное количество жира, молочного сахара и бактерий.

Для получения казеина с наименьшим содержанием назван­ных веществ пользуются методом искусственного створаживания свежего молока кислотами. К свежему молоку примешиваются соляная, серная или уксусная кислоты. Получившаяся творож­ная масса промывается водой, обрабатывается щелочью (содой или нашатырным спиртом), и затем получившийся казеиновый клей снова створаживается кислотой. Так поступают несколько раз. Обработанный таким образом творог лучше всего осво­бождается от масла и других посторонних веществ. Промытый творог отжимается и протирается через тонкое волосяное сито еще в сыром виде, дабы иметь возможность легко достигнуть его тонкого измельчения. Полученный казеин затем высушивается при обыкновенной комнатной температуре и может быть упо­треблен в дело.

Казеин нерастворим ни в холодной, ни в горячей воде. В воде он только набухает, растворяется же лишь при действии на него нашатырного спирта, соды, буры, углекислого аммония, едкого кали и натра, едкой извести, т. е. вообще щелочей. С по­мощью поименованных растворителей получается казеиновый клей, обладающий большой клеящей силой, а также способно­стью эмульгировать масло, лаки и т. п. При высыхании он силь­но уменьшается в объеме и потому имеет наклонность растрески­ваться. Растворы казеина, полученные с помощью едкой изве­сти, становятся нерастворимыми водою по высыхании. Казеин, будучи обработан формалином или уксуснокислым глиноземом, не разбухает в воде и не загнивает. Казеиновые растворы не нуждаются в особых консервирующих веществах, так как ве­щества, растворяющие казеин, сами по себе уже препятствуют загниванию его.

Растительный клей не содержит в своем составе азота и се­ры, а потому является более устойчивым, нежели животный клей, но лишен склеивающей силы, свойственной последнему, хотя и способен вступать в эмульсию с маслом и пр.

Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропиче­скими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, кото­рый получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с легкой коричневой ок­раской кусочков величиною с орех.

Гумми-арабик растворяется вполне в холодной воде; полу­чающийся при этом клей светел и с раствором йода не дает даже следов красной окраски, чем отличается от декстрина, которым часто фальсифицируется. Спирт выделяет гумми-арабик из раствора.

Для приготовления клея берется двойное по объему гумми­арабика количество кипящей воды, с которой гумми-арабик хо­рошо смешивается, и оставляется на один день в покое, после чего клей готов и может сохраняться без консервирующих средств очень долгое время. Для придания клею эластичности на 100 ч. гумми-арабика в порошке берется 15 ч. глицерина.

Вишневый клей выделяется на стволах вишневого де­рева. Под этим названием в продаже имеется клей различных плодовых деревьев. Он значительно темнее гумми-арабика, но крепче последнего и менее хрупок. Растворяется в холодной во­де с трудом; прибавкой к воде 2%-ного раствора едкого кали облегчается его растворение.

Декстрин получается из крахмала различными спосо­бами. Имеется несколько сортов его, различающихся по каче­ствам; цвет их различных оттенков — от белого до желто-ко­ричневого. В воде легче растворяются окрашенные сорта дек­стрина, почему они наиболее пригодны для акварельных красок. Коэффициент их светопреломления приближается к таковому же гумми-арабика, что позволяет им заменять в некоторых слу­чаях последний. Желтые сорта декстрина растворяются хорошо, почти наце­ло в горячей воде. Клею, получающемуся из декстрина, свой­ственна хрупкость. Темно окрашенным сортам декстрина свой­ственна гигроскопичность. Трагант (гумми-трагакант) добывается из стручковых растений семейства Astragalus. Имеет вид крепких чешуек, ко­торые в холодной воде только разбухают, а, растворяются лишь при нагревании. Дает совершенно бесцветный клей; 3—4% траганта образуют клей средней густоты.

Крахмал получается из риса (лучший), картофеля (обыкновенный), аррорута, каштана и пшеницы.

Для приготовления крахмального клея («клейстера») на 1 ч. крахмала берется 8—10 ч. холодной воды, смесь ставится на огонь и при постоянном помешивании нагревается до кипения. Глицерином можно придать клейстеру эластичность. Для грун­тов следует пользоваться только свежеприготовленным клейсте­ром, беря 1 ч. крахмала на 15 ч. воды.

Клейстер по высыхании легко растворяется водой; но про­чен и устойчив к сырости и микроорганизмам, загнивает с тру­дом и не оказывает никакого дурного влияния на краски, свя­зующим веществом для которых, тем не менее, служить не может вследствие своего строения — малой текучести. Эта пос­ледняя придается клейстеру лишь с помощью щелочей и кислот.

В. Оствальд рекомендует художникам использовать в каче­стве связующего вещества красок крахмальный клей. Клей этот состоит из крахмала, обработанного щелочами, и смоляного масла. После высыхания он становится в воде нерастворимым.

Пшеничная мука содержит, кроме крахмала, клейкови­ну и растительный фибрин.

Пшеничный клейстер готовится так же, как и крахмальный; он крепче последнего и потому предпочтительней для грунтовки холстов.

С прибавкой небольшого количества карболовой кислоты клейстер в закрытом сосуде сохраняется очень долгое время, не загнивая.

Сок фигового дерева. Сок молодых ветвей фиго­вого дерева имеет вид молока и представляет собою натураль­ную эмульсию, состоящую из растительного клея со смолисты­ми частями. Обладает клеящими способностями и кислой реак­цией, почему хорошо разводит яйцо и консервирует его.

Мед состоит из сахаристых веществ: декстрозы и левуло­зы (находящихся в нем почти в равных количествах), некоторо­го количества обыкновенного сахара, несахаристых соединений и воды.

Очищенный мед очень медленно застывает в прозрачный слой, легко растворимый водою. Мед служит для придачи эла­стичности гумми-арабику и клею, для замедления высыхания акварельных красок и как связующее вещество их (в медовой акварели).

Вместо цельного меда лучше пользоваться одной левулозой, для получения которой чистый мед оставляется в покое до тех пор, пока не сделается полутвердым и непрозрачным (кристал­лическим). 1 ч. такого меда смешивается с 4 ч. (по весу) вин­ного спирта и сильно взбалтывается; полученный светло-желтый спиртовой раствор меда и есть левулоза. При испарении спирта раствор обращается в густой сироп. Левулоза не кристаллизует­ся при обыкновенных условиях и очень гигроскопична.

Леденец, или кандис (леденцовый сахар). Сахар этот получается в больших и хорошо развитых твердых кри­сталлах (бесцветных или более или менее окрашенных) при мед­ленной кристаллизации из растворов на нитках, натянутых в кристаллизационных чанах.

Глицерин — составная часть жиров и растительных ма­сел. Был открыт в 1779 г. Введен для целей живописи в 1856 г. В чистом виде — сиропообразная бесцветная жидкость, сладко­ватая на вкус. В торговле имеется глицерин безводный и с боль­шим или меньшим содержанием воды.

При обыкновенной температуре глицерин не улетучивается; при сильном же разделении частиц оксидируется с течением времени в улетучивающиеся продукты. Смешивается легко с во­дой и винным спиртом, но не с летучими и жирными маслами; сильно притягивает воду из воздуха, не портится и не горкнет, напротив — обладает консервирующими свойствами. Связующим веществом для красок сам по себе служить не может, но, буду­чи прибавлен к клею, придает последнему эластичность и задер­живает высыхание его. Слишком большое количество глицерина в клее препятствует его высыханию. Глицерин с глетом (50 г глета на 5 куб. см глицерина) дает быстро сохнущую замазку, нерастворимую водою.

Мыло. Животные жиры и жирные масла разлагаются дей­ствием щелочей кислот и перегретых паров на жирные кислоты: олеиновую, стеариновую, пальмитиновую и др. и глицерин. При действии перегретого пара и кислот получаются свободные жир­ные кислоты; при действии же щелочей получаются щелочные соли жирных кислот, которые носят название «мыла». С едким натром и кали получаются растворимые водою мыла, с другими же основаниями — нерастворимые. Таковы: известковое, мар­ганцовое, свинцовое, алюминиевое и др. Они носят также на­звание «пластырей» («свинцовый пластырь» в олифе). С едким натром получается твердое мыло; калийные же мыла — мягкие (жидкие).

Для целей живописи следует пользоваться жидким зеленым мылом, получаемым из льняного и других растительных масел.

Мыло служит в эмульсионной темпере как средство, при­дающее эмульсии большую связь.

Бычья желчь. Препарат бычьей желчи. В продаже имеет большее или меньшее содержание воды. Повышает проч­ность эмульсий, в которые вводится.

Примешивается к акварельным (вообще водяным) краскам для легкого нанесения их на жирную или засаленную поверх­ность. Можно также натирать бычьей желчью жирную поверх­ность перед нанесением водяных красок.

Те же результаты достигаются применением препарата из свиной желчи, а также соков чеснока и лука46.

Бура (борнонатриевая соль) продается в кристаллах и в порошке белого цвета. 4 ч. буры растворяются в 100 ч. воды. С шеллаком (1ч. буры и 5 ч. шеллака) образует водяной лак, не растворяющийся по высыхании водою. Растворяет казеин и служит хорошим консервирующим средством для последнего.

Нашатырный спирт есть водный раствор аммиака (газа). В зависимости от степени насыщенности воды аммиаком нашатырный спирт получает различную крепость.

Нашатырный спирт применяется во многих случаях в каче­стве летучей щелочи и потому при некоторых производствах имеет особую ценность.

Углекислый аммоний получается перегонкой костей и другими способами. В свежем виде представляет белую кри­сталлическую непрозрачную массу с сильным запахом нашатыр­ного спирта. На воздухе выделяет аммиак, покрываясь слоем белой соли мучнистого строения. Растворяется легко в теплой воде.

Квасцы. Двойная сернокислая соль калия и алюминия. В продаже имеется в виде порошка и кристаллов.

1 ч. квасцов растворяется в 10 ч. воды. Раствор имеет, кис­лую реакцию. Будучи примешан к раствору животного клея, де­лает его нерастворимым по высыхании в воде; в первый момент смешения квасцов с клеем последний становится густым, тяну­щимся, но затем снова жидким. Слишком большое количество квасцов делает клей непригодным для работы. Квасцы ослаб­ляют склеивающую силу клея. Раствором квасцов можно сма­чивать высохший клей, достигая тех же результатов.

Сода. Двууглекислый натр. Растворы казеина с содою об­ладают слабой щелочностью.

Консервирующие вещества

Салициловая кислота. Белые игольчатые кристал­лы, легко растворяющиеся в спирту, эфире и хлороформе, труд­нее — в воде.

Карболовая кислота. Чистая кислота имеет вид бесцветных игольчатых кристаллов с характерным запахом. Ра­створяется в воде (1 ч. кислоты в 15 ч. воды) и во всех органи­ческих растворителях. Сильное консервирующее средство47.

Тимол. Бесцветные прозрачные кристаллы, растворяю­щиеся с трудом в воде, легко — в спирту, эфире и хлороформе.

Уксус. Различается несколько видов уксуса: 1) винный уксус, приготовляется из вина и имеет почти все составные ча­сти вина и присущий ему цвет, содержит 6—8% уксусной кис­лоты; 2) спиртовой уксус, содержащий в своем составе воду, уксусную кислоту, небольшое количество уксусного эфира и др. составные части; 3) уксус, составленный из воды и уксусной кислоты (на 100 ч. воды 5—7% уксусной «эссенции»); 4) дре­весный уксус, получающийся сухой перегонкой дерева; в очи­щенном виде — прозрачная бесцветная жидкость, содержащая 4—5 % уксусной кислоты, древесный спирт, ацетон и креозот48.

Бета-нафтол. Бесцветные прозрачные листочки, полу­чающиеся из нафталина, слабого карболового запаха. Легко растворяется в спирту, эфире, жирных и эфирных маслах.

Сулема. Хлорная ртуть. Растворяется в воде (1 ч. суле­мы в 15 ч. воды) и в спирту (1 ч. сулемы в 3 ч. спирта). Силь­ный яд.

Формалин. Получается окислением древесного спирта. При обыкновенной температуре — газ. Препарат, находящийся в продаже, есть 35—40%-ный раствор формалина в воде. Фор­малин обладает едким запахом, вызывающим слезотечение, и сильно консервирующими и окисляющими свойствами. Живот­ный клей (в сухом виде), смоченный 4%-ным раствором фор­малина, становится нерастворимым в воде.

Консервирующие свойства принадлежат, кроме того, скипидару, винному спирту, гвоздичному маслу, спиковому и лавандовому маслам, сивушному маслу, креозоту, резорцину, нашатырному спирту, буре, камфаре и метиловому (древесному) спирту.

РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ

РИСУНОК