Клей и другие материалы акварели и темперы
К важнейшим видам животного клея, применяемым в темпере и клеевой живописи, относятся обыкновенный плиточный клей и казеин. Они принадлежат к белковым веществам, в состав которых входят азот и сера, и потому клей этот способен легче подвергаться разложению и загниванию, нежели клей растительного происхождения.
Обыкновенный плиточный клей, получаемый вываркою кожи, костей, применяется главным образом в клеевой живописи и иногда лишь в темпере, причем темпера такого состава совершенно не имеет достоинств яичной и казеиновой темпер. От качеств клея, которого имеется много видов, зависит, разумеется, прочность клеевой живописи. Лучшие сорта клея в холодной воде лишь набухают, растворяются же только в горячей воде. В растворах средней крепости они легко уже студенятся, и потому в клеевой живописи предпочитают сорта клея, в значительной своей части растворяющиеся в холодной воде и не так легко обращающиеся в студень. При долгом хранении клеевых красок клей в них легко начинает разлагаться и загнивать, распространяя гнилой запах, и краски становятся непригодными для дела. Для консервирования клеевых растворов в них следует вводить уксус, карболовую кислоту и другие консервирующие вещества.
Казеин есть один из важнейших составных элементов молока. Коровье молоко содержит его около 3,6%. Творог, получающийся из скисшего молока, и есть казеин.
Лучшим творогом для приготовления казеина является тот, который получается из свежего молока, обработанного сепаратором. В обыкновенном же твороге, получающемся натуральным скисанием молока, содержится, значительное количество жира, молочного сахара и бактерий.
Для получения казеина с наименьшим содержанием названных веществ пользуются методом искусственного створаживания свежего молока кислотами. К свежему молоку примешиваются соляная, серная или уксусная кислоты. Получившаяся творожная масса промывается водой, обрабатывается щелочью (содой или нашатырным спиртом), и затем получившийся казеиновый клей снова створаживается кислотой. Так поступают несколько раз. Обработанный таким образом творог лучше всего освобождается от масла и других посторонних веществ. Промытый творог отжимается и протирается через тонкое волосяное сито еще в сыром виде, дабы иметь возможность легко достигнуть его тонкого измельчения. Полученный казеин затем высушивается при обыкновенной комнатной температуре и может быть употреблен в дело.
Казеин нерастворим ни в холодной, ни в горячей воде. В воде он только набухает, растворяется же лишь при действии на него нашатырного спирта, соды, буры, углекислого аммония, едкого кали и натра, едкой извести, т. е. вообще щелочей. С помощью поименованных растворителей получается казеиновый клей, обладающий большой клеящей силой, а также способностью эмульгировать масло, лаки и т. п. При высыхании он сильно уменьшается в объеме и потому имеет наклонность растрескиваться. Растворы казеина, полученные с помощью едкой извести, становятся нерастворимыми водою по высыхании. Казеин, будучи обработан формалином или уксуснокислым глиноземом, не разбухает в воде и не загнивает. Казеиновые растворы не нуждаются в особых консервирующих веществах, так как вещества, растворяющие казеин, сами по себе уже препятствуют загниванию его.
Растительный клей не содержит в своем составе азота и серы, а потому является более устойчивым, нежели животный клей, но лишен склеивающей силы, свойственной последнему, хотя и способен вступать в эмульсию с маслом и пр.
Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропическими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, который получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с легкой коричневой окраской кусочков величиною с орех.
Гумми-арабик растворяется вполне в холодной воде; получающийся при этом клей светел и с раствором йода не дает даже следов красной окраски, чем отличается от декстрина, которым часто фальсифицируется. Спирт выделяет гумми-арабик из раствора.
Для приготовления клея берется двойное по объему гуммиарабика количество кипящей воды, с которой гумми-арабик хорошо смешивается, и оставляется на один день в покое, после чего клей готов и может сохраняться без консервирующих средств очень долгое время. Для придания клею эластичности на 100 ч. гумми-арабика в порошке берется 15 ч. глицерина.
Вишневый клей выделяется на стволах вишневого дерева. Под этим названием в продаже имеется клей различных плодовых деревьев. Он значительно темнее гумми-арабика, но крепче последнего и менее хрупок. Растворяется в холодной воде с трудом; прибавкой к воде 2%-ного раствора едкого кали облегчается его растворение.
Декстрин получается из крахмала различными способами. Имеется несколько сортов его, различающихся по качествам; цвет их различных оттенков — от белого до желто-коричневого. В воде легче растворяются окрашенные сорта декстрина, почему они наиболее пригодны для акварельных красок. Коэффициент их светопреломления приближается к таковому же гумми-арабика, что позволяет им заменять в некоторых случаях последний. Желтые сорта декстрина растворяются хорошо, почти нацело в горячей воде. Клею, получающемуся из декстрина, свойственна хрупкость. Темно окрашенным сортам декстрина свойственна гигроскопичность. Трагант (гумми-трагакант) добывается из стручковых растений семейства Astragalus. Имеет вид крепких чешуек, которые в холодной воде только разбухают, а, растворяются лишь при нагревании. Дает совершенно бесцветный клей; 3—4% траганта образуют клей средней густоты.
Крахмал получается из риса (лучший), картофеля (обыкновенный), аррорута, каштана и пшеницы.
Для приготовления крахмального клея («клейстера») на 1 ч. крахмала берется 8—10 ч. холодной воды, смесь ставится на огонь и при постоянном помешивании нагревается до кипения. Глицерином можно придать клейстеру эластичность. Для грунтов следует пользоваться только свежеприготовленным клейстером, беря 1 ч. крахмала на 15 ч. воды.
Клейстер по высыхании легко растворяется водой; но прочен и устойчив к сырости и микроорганизмам, загнивает с трудом и не оказывает никакого дурного влияния на краски, связующим веществом для которых, тем не менее, служить не может вследствие своего строения — малой текучести. Эта последняя придается клейстеру лишь с помощью щелочей и кислот.
В. Оствальд рекомендует художникам использовать в качестве связующего вещества красок крахмальный клей. Клей этот состоит из крахмала, обработанного щелочами, и смоляного масла. После высыхания он становится в воде нерастворимым.
Пшеничная мука содержит, кроме крахмала, клейковину и растительный фибрин.
Пшеничный клейстер готовится так же, как и крахмальный; он крепче последнего и потому предпочтительней для грунтовки холстов.
С прибавкой небольшого количества карболовой кислоты клейстер в закрытом сосуде сохраняется очень долгое время, не загнивая.
Сок фигового дерева. Сок молодых ветвей фигового дерева имеет вид молока и представляет собою натуральную эмульсию, состоящую из растительного клея со смолистыми частями. Обладает клеящими способностями и кислой реакцией, почему хорошо разводит яйцо и консервирует его.
Мед состоит из сахаристых веществ: декстрозы и левулозы (находящихся в нем почти в равных количествах), некоторого количества обыкновенного сахара, несахаристых соединений и воды.
Очищенный мед очень медленно застывает в прозрачный слой, легко растворимый водою. Мед служит для придачи эластичности гумми-арабику и клею, для замедления высыхания акварельных красок и как связующее вещество их (в медовой акварели).
Вместо цельного меда лучше пользоваться одной левулозой, для получения которой чистый мед оставляется в покое до тех пор, пока не сделается полутвердым и непрозрачным (кристаллическим). 1 ч. такого меда смешивается с 4 ч. (по весу) винного спирта и сильно взбалтывается; полученный светло-желтый спиртовой раствор меда и есть левулоза. При испарении спирта раствор обращается в густой сироп. Левулоза не кристаллизуется при обыкновенных условиях и очень гигроскопична.
Леденец, или кандис (леденцовый сахар). Сахар этот получается в больших и хорошо развитых твердых кристаллах (бесцветных или более или менее окрашенных) при медленной кристаллизации из растворов на нитках, натянутых в кристаллизационных чанах.
Глицерин — составная часть жиров и растительных масел. Был открыт в 1779 г. Введен для целей живописи в 1856 г. В чистом виде — сиропообразная бесцветная жидкость, сладковатая на вкус. В торговле имеется глицерин безводный и с большим или меньшим содержанием воды.
При обыкновенной температуре глицерин не улетучивается; при сильном же разделении частиц оксидируется с течением времени в улетучивающиеся продукты. Смешивается легко с водой и винным спиртом, но не с летучими и жирными маслами; сильно притягивает воду из воздуха, не портится и не горкнет, напротив — обладает консервирующими свойствами. Связующим веществом для красок сам по себе служить не может, но, будучи прибавлен к клею, придает последнему эластичность и задерживает высыхание его. Слишком большое количество глицерина в клее препятствует его высыханию. Глицерин с глетом (50 г глета на 5 куб. см глицерина) дает быстро сохнущую замазку, нерастворимую водою.
Мыло. Животные жиры и жирные масла разлагаются действием щелочей кислот и перегретых паров на жирные кислоты: олеиновую, стеариновую, пальмитиновую и др. и глицерин. При действии перегретого пара и кислот получаются свободные жирные кислоты; при действии же щелочей получаются щелочные соли жирных кислот, которые носят название «мыла». С едким натром и кали получаются растворимые водою мыла, с другими же основаниями — нерастворимые. Таковы: известковое, марганцовое, свинцовое, алюминиевое и др. Они носят также название «пластырей» («свинцовый пластырь» в олифе). С едким натром получается твердое мыло; калийные же мыла — мягкие (жидкие).
Для целей живописи следует пользоваться жидким зеленым мылом, получаемым из льняного и других растительных масел.
Мыло служит в эмульсионной темпере как средство, придающее эмульсии большую связь.
Бычья желчь. Препарат бычьей желчи. В продаже имеет большее или меньшее содержание воды. Повышает прочность эмульсий, в которые вводится.
Примешивается к акварельным (вообще водяным) краскам для легкого нанесения их на жирную или засаленную поверхность. Можно также натирать бычьей желчью жирную поверхность перед нанесением водяных красок.
Те же результаты достигаются применением препарата из свиной желчи, а также соков чеснока и лука46.
Бура (борнонатриевая соль) продается в кристаллах и в порошке белого цвета. 4 ч. буры растворяются в 100 ч. воды. С шеллаком (1ч. буры и 5 ч. шеллака) образует водяной лак, не растворяющийся по высыхании водою. Растворяет казеин и служит хорошим консервирующим средством для последнего.
Нашатырный спирт есть водный раствор аммиака (газа). В зависимости от степени насыщенности воды аммиаком нашатырный спирт получает различную крепость.
Нашатырный спирт применяется во многих случаях в качестве летучей щелочи и потому при некоторых производствах имеет особую ценность.
Углекислый аммоний получается перегонкой костей и другими способами. В свежем виде представляет белую кристаллическую непрозрачную массу с сильным запахом нашатырного спирта. На воздухе выделяет аммиак, покрываясь слоем белой соли мучнистого строения. Растворяется легко в теплой воде.
Квасцы. Двойная сернокислая соль калия и алюминия. В продаже имеется в виде порошка и кристаллов.
1 ч. квасцов растворяется в 10 ч. воды. Раствор имеет, кислую реакцию. Будучи примешан к раствору животного клея, делает его нерастворимым по высыхании в воде; в первый момент смешения квасцов с клеем последний становится густым, тянущимся, но затем снова жидким. Слишком большое количество квасцов делает клей непригодным для работы. Квасцы ослабляют склеивающую силу клея. Раствором квасцов можно смачивать высохший клей, достигая тех же результатов.
Сода. Двууглекислый натр. Растворы казеина с содою обладают слабой щелочностью.
Консервирующие вещества
Салициловая кислота. Белые игольчатые кристаллы, легко растворяющиеся в спирту, эфире и хлороформе, труднее — в воде.
Карболовая кислота. Чистая кислота имеет вид бесцветных игольчатых кристаллов с характерным запахом. Растворяется в воде (1 ч. кислоты в 15 ч. воды) и во всех органических растворителях. Сильное консервирующее средство47.
Тимол. Бесцветные прозрачные кристаллы, растворяющиеся с трудом в воде, легко — в спирту, эфире и хлороформе.
Уксус. Различается несколько видов уксуса: 1) винный уксус, приготовляется из вина и имеет почти все составные части вина и присущий ему цвет, содержит 6—8% уксусной кислоты; 2) спиртовой уксус, содержащий в своем составе воду, уксусную кислоту, небольшое количество уксусного эфира и др. составные части; 3) уксус, составленный из воды и уксусной кислоты (на 100 ч. воды 5—7% уксусной «эссенции»); 4) древесный уксус, получающийся сухой перегонкой дерева; в очищенном виде — прозрачная бесцветная жидкость, содержащая 4—5 % уксусной кислоты, древесный спирт, ацетон и креозот48.
Бета-нафтол. Бесцветные прозрачные листочки, получающиеся из нафталина, слабого карболового запаха. Легко растворяется в спирту, эфире, жирных и эфирных маслах.
Сулема. Хлорная ртуть. Растворяется в воде (1 ч. сулемы в 15 ч. воды) и в спирту (1 ч. сулемы в 3 ч. спирта). Сильный яд.
Формалин. Получается окислением древесного спирта. При обыкновенной температуре — газ. Препарат, находящийся в продаже, есть 35—40%-ный раствор формалина в воде. Формалин обладает едким запахом, вызывающим слезотечение, и сильно консервирующими и окисляющими свойствами. Животный клей (в сухом виде), смоченный 4%-ным раствором формалина, становится нерастворимым в воде.
Консервирующие свойства принадлежат, кроме того, скипидару, винному спирту, гвоздичному маслу, спиковому и лавандовому маслам, сивушному маслу, креозоту, резорцину, нашатырному спирту, буре, камфаре и метиловому (древесному) спирту.
РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ
РИСУНОК
- Д.И. Киплик
- Красочные материалы живописи
- Оглавление
- Введение
- Общие сведения о красках
- Минеральные краски
- I группа известковые краски
- II группа железные краски
- Краски натурального происхождения
- Краски искусственного происхождения
- III группа свинцовые краски
- Хромовосвинцовые соединения Хромы желтые, оранжевые и красные
- IV группа ртутные краски
- Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
- V группа баритовые краски
- Баритовая желтая
- VI группа медные краски
- Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. Д.
- Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
- Vert - de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
- Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
- VII группа кобальтовые краски
- Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
- VIII группа ультрамариновые краски
- Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
- IX группа кадмиевые краски
- X группа цинковые краски
- Желтая цинковая
- XI группа хромовые зеленые краски
- Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
- Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
- XII группа краски различного минерального происхождения
- XIII группа составные краски
- Органические краски натуральные краски органического происхождения
- Краски растительного и животного происхождения
- Растительные лаки различных цветов
- Битуминозные вещества
- Угольные краски
- Искусственные органические краски
- Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.
- Прочные и непрочные смешения красок
- 1) Краски, наиболее устойчивые в смесях
- 2) Краски достаточной устойчивости
- 3) Краски малостойкие и нестойкие
- Непрочные смешения красок
- Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение
- Состав акварели
- Красочный материал акварели
- Бумага для акварели
- Живопись акварелью
- Материалы акварельной живописи
- Сохранение произведений акварели
- Клеевая живопись и темпера клеевая живопись
- Темпера
- Старинная темпера
- Современная темпера
- Состав современной темперы
- Приготовление красок
- Живопись современной темперой
- Клей и другие материалы акварели и темперы
- Материалы рисунка
- Velourssauce.
- Закрепление рисунков
- Пастель
- Состав пастели
- Закрепление пастели
- Методы работы пастелью
- Прочность пастели
- Новые виды пастели
- Масляная живопись масла введение
- Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
- Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания
- Добавления
- Очистка, отбелка и сгущение жирных масел
- Сгущенные масла
- Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок
- Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок
- Разжижители масла и масляных красок
- Добавления
- Масляные краски
- Добавления
- Добавления
- Добавления
- Палитра красок масляной живописи
- Трещины в слоях масляной живописи
- Вжухлость масляных красок и средства против нее
- Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
- Различные методы масляной живописи
- Живопись «алла прима» (alla prima)
- Многослойная живопись
- Подмалевок
- Лессировки
- Исправления
- Смолы и лаки смолы
- Твердые смолы
- Смолы средней твердости
- Бальзамы
- Воск, парафин и церезин
- Растворители смол
- Лаки для ретуши
- Лаки для живописи
- Картинные лаки
- Масляно — лаковые и другие краски
- Веймарские краски
- Матовые масляные краски
- Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа
- Краски вибера
- Прочность масляной живописи
- Материалы для грунта и их грунтовка материалы для грунта металлы
- Линолеум
- Клей животного происхождения
- Средства, служащие для закрепления животного клея
- Клей растительного происхождения
- Добавления
- Различные методы пользования клеевыми грунтами
- Цвет грунта
- Палитры, кисти и пр. Палитры
- Шпатели и скребки
- Куранты и плита для растирания красок
- Техника живописи старых мастеров введение
- Поступательный ход развития техники живописи живопись древних времен
- Средние века и ренессанс
- Материалы живописи материалы живописи и их грунтовка
- Грунты на дереве и холсте
- Красочный материал
- Живопись темпера
- Смешанный способ живописи
- Фламандский метод живописи масляными красками
- Итальянская манера масляной живописи
- Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
- Долговечность старинной живописи
- Техника живо писи различных мастеров леонардо да винчи
- Джорджоне и тициан
- Рафаэль
- Корреджио
- Тинторетто
- П. Веронез
- Ван-дик
- Рембрандт
- Веласкез и мурильо
- Франс гальс
- Греко (доменико теотокопули)
- Монументальная живопись введение
- Здание и его строительные материалы строительные материалы
- Строевой кирпич
- Алебастр (гипс)
- Известь
- Растворы
- Живопись масляная живопись
- Стены и их подготовка
- Живопись
- Клеевая живопись
- Темпера
- Яичная желтковая темпера
- Темпера на цельном яйце
- Яичная темпера с искусственной эмульсией
- Казеиновая темпера
- Подготовка стен
- Фресковая живопись краткий исторический обзор
- Итальянская фреска
- Терминология фрески
- Подготовка стен
- Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
- Ретушь фрески
- Прочность фрески
- Византийская и русская фресковая живопись
- Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
- Казеиново-известковая живопись
- Силикатная и восковая живопись силикатная живопись
- Растворимое стекло
- Стереохромия
- Минеральная живопись
- Восковая живопись
- Технология пчелиного воска
- Техника восковой живописи
- Выбор техники стенной живописи
- Иллюстрации