logo
Kiplik_2002

Масляные краски

Масляная живопись за много веков своего существования неоднократно изменяла состав связующего вещества своих кра­сок. Первые попытки их изготовления велись, вероятно, с ма­слами, лишенными всякой обработки, выжатыми из различ­ных семян, и только спустя долгое время после начала приме­нения масел для целей живописи могла явиться мысль так или иначе обрабатывать их, варить, сгущать на солнце и выбели­вать. Еще значительно позднее — о чем имеются уже сведения в истории — стали вводиться в масла различные добавки: смо­лы, эфирные масла и сушки. Когда живописец получил нако­нец возможность придавать своим краскам желательную ему консистенцию, быстрое высыхание и способность давать высокий глянец, т. е. все то, в чем нуждался средневековый художник, масляная живопись стала приобретать наибольшую популярность среди других способов живописи, и техника ее достигла высо­кого развития.

Увлечение в живописи красками, дающими при высыхании глянцевую поверхность, прозрачность и глубину тона, наблю­дающуюся у художников станковой и стенной живописи антич­ного времени и эпохи Возрождения, мало-помалу начинает сменяться интересом к краскам, дающим полуматовую и ма­товую поверхность, а также к корпусной пастозной живописи. Художник позднейшего времени стремится передать в своей живописи не только цвет, форму и пр., но воздух и материаль­ность изображаемого, что не достигается глянцевыми краска­ми, наносимыми прозрачными тонкими слоями, а лишь кор­пусными пастозно наносимыми красками. Начало этому тече­нию было положено величайшим художником XVII столетия Рембрандтом. Начиная с середины XIX столетия в связующем веществе масляных красок появляется пчелиный воск, придаю­щий им пастозность.

В настоящее время в составлении масляных красок наблю­даются различные подходы. Одни для этой цели пользуются сырыми маслами, в которые они вводят воск; другие же, при­держиваясь практики старых мастеров, вводят в масла смолы. Большой популярностью пользуются в настоящее время у художников краски на масле и воске, как дающие в живописи то, что нравится современному живописцу, а именно: краску с приятной пастой, способствующей достижению корпусной воз­душной живописи с умеренным блеском.

Попытки некоторых технологов ввести в употребление крас­ки, тертые на одном масле, не увенчались успехом.

Для растирания современных масляных красок пользуются маслами различного происхождения.

Не все краски требуют одинакового количества масла. Мало того: одни и те же краски при различных условиях берут раз­личное количество масла; так, порошок краски, лишенный сле­дов влажности, требует меньшего количества масла, тогда как та же краска, содержащая воду, берет значительно большее коли­чество масла.

Вопрос маслоемкости красок, т. е. количественного взаимо­отношения между маслом и веществом смешиваемой с ним краски, является вопросом первостепенной важности для про­изводства масляных красок, так как избыток масла в красках, равно как и недостаток его в них, дурно отражается на живо­писи.

Изучение вопроса маслоемкости красок указывает на ряд факторов, обусловливаю­щих ее. Вот перечень их.

  1. Удельный вес краски. Чем тяжелее краска, тем меньшее количество она берет масла. Правило это, однако, не лишено исключений. Так, киноварь тяжелее цинковых белил, но она берет почти двойное количество масла против свинцовых белил.

  2. Строение зерен краски. Краски одного и того же хими­ческого состава, как, например, желтые охры, киноварь раз­личного происхождения, берут различное количество масла.

  3. Состояние краски по отношению к влажности. Чем су­ше краска, тем меньше она берет масла.

Вот почему краски перед растиранием их с маслом должны быть хорошо высушенными, для чего следует прибегать и к искусственной сушке их.

  1. Способность легко смачиваться маслом. Чем легче краска смачивается маслом, тем меньше она его берет и тем легче ее приготовить с этим связующим веществом. К медленно смачивающимся краскам относятся: цинковые белила, ультрамарин, изумрудная зелень.

  2. Температура воздуха в помещении, где трутся краски с маслом. Летом масло становится более жидким и берет большее количество красок, чем зимой.

  3. Содержание в масле свободных жирных кислот. Окислив­шиеся масла легче смачивают вещество краски и потому их идет в краску меньше, нежели нейтрального масла.

  4. Присутствие воска в масле, введенного в него нагрева­нием масла. Чем больше воска введено этим способом в масло, тем большее количество в краски вводится и масла.

  5. Растирание краски с маслом под давлением уменьшает, по Чорчу, количество потребного масла.

Чтобы иметь некоторое представление о том, какое количе­ство масла необходимо для превращения красок в масляную краску, ниже приводятся цифровые данные.

На 100 весовых частей:

Свинцовых белил требуется 15 весовых частей масла

Цинковых белил » 23 » » »

Киновари » 23 » » »

Ультрамарина » 43 » » »

Ауреолина » 49 » » »

Жженой зеленой земли » 52 » » »

Крапп-лака » 54 » » »

Желтого хрома » 55 » » »

Светлой охры » 63 » » »

Желтого кадмия » 67 » » »

Английской красной » 70 » » »

Парижской лазури » 78 » » »

Зеленой земли » 87 » » »

Жженой умбры » 87 » » »

Синего кобальта » 90 » » »

Коричневого краппа » 93 » » »

Сырой умбры » 95 » » »

Слоновой кости » 112 » » »

Асфальта » 127 » » »

Жженой сиенны » 150 » » »

Сырой сиенны » 240 » » »

Приводимые здесь цифры количественных отношений между веществом краски и его связующим лишь приблизительные. Во всяком случае, необходимо быть осторожным при дозировке мас­ла, вводимого в краски, так как излишек и недостаток его в красках дурно отражается на прочности живописи. При недо­статке масла краска лишена блеска и может быть стерта по высыхании, избыток же масла в красках и жирное письмо с ними вызывают сморщивание пленки масла на поверхности жи­вописи и, кроме того, пожелтение ее, независимо от рода приме­ненного в дело масла.