logo
Kiplik_2002

Франс гальс

(1580 - 1666)

Гальс писал фламандской манерой, но, будучи крупным ма­стером, изменил некоторые детали ее сообразно со своей инди­видуальностью.

Одно время некоторые из исследователей его оригинальной манеры живописи полагали, что произведения его, принимая во внимание его особенную фактуру живописи, исполнены темпе­рой и крыты лаком. Предположение это, однакоже, лишено ос­нования уже потому, что Гальс незнаком был с новейшей тем­перой и искусственной эмульсией, которой только и возможно имитировать манеру Гальса; кроме того, при исследовании кра­сок живописи Гальса, даже в сильное увеличительное стекло, видны мягкие переходы красок из тона в тон, присущие масля­ным краскам.

Гальс писал по белому и светло-серому грунтам и оттушеван­ным коричневой краской формам. В живописи его портретов всегда видна техника «алла прима», в которой краски сильно раз­жижались эфирными маслами (скипидаром и пр.), — прием, который усвоил себе впоследствии английский художник Генс­боро. Здесь нет лессировок, белила и черная краска, которую, по-видимому, любил художник, проникли всюду: в света и тени. Не чувствуется и смол в связующем веществе красок, почему последние не похожи на краски Рубенса или Рембрандта — ма­стеров, которым Гальс не уступает по силе художественного выражения.