logo
Kiplik_2002

Закрепление пастели

Пастель закрепляется теми же средствами, которые предна­значаются для фиксирования рисунков.

Так как пастель при закреплении ее красок значительно изменяет свой тон, то ее часто оставляют нефиксированной, но в этих случаях принимают различные меры, предупреждающие ее от осыпания.

Для достижения этой цели служит особый подрамник, в углах которого обыкновенные колки заменяются особым при­способлением, изобретенным французским художником Жило и носящим название «Ключ Жило». Ключ этот состоит из не­сложного механизма, помещаемого в каждом углу подрамника; он позволяет с помощью винта раздавать подрамник, спасая его таким образом от ударов по колкам, которыми обыкновен­но растягивают опавший холст.

Кроме того, для той же цели был предложен так называе­мый «матрац», состоящий в том, что пространство, образуемое толщей дерева подрамника и холста, с обратной стороны заполняется ватой и с той же стороны прикрепляется к под­рамнику картон. Такое приспособление устраняет совершенно вибрацию холста при сотрясениях и ударах, чем также предо­храняется пастель от осыпания.

Помимо этих приспособлений, пастель нуждается в хорошем стекле, что при большом размере произведения весьма ослож­няет сохранение пастели.