logo
Kiplik_2002

Трещины в слоях масляной живописи

Трещины в масляной живописи, т. е. разрыв слоев ее, про­исходят от различных причин. В зависимости от последних вид и размеры их различны. Начиная от тончайших, так называе­мых «волосяных» трещин, они доходят до трещин весьма вну­шительных размеров. Трещины бывают сквозными, проходящи­ми через всю толщу живописного слоя, или могут появляться лишь в одном из слоев, покрывая или всю плоскость картины, или же находясь в каких-либо отдельных местах ее.

Появление трещин в масляной живописи не является обяза­тельным и неизбежным. Имеется много проживших века старин­ных живописных произведений, в которых трещины совершенно отсутствуют. Это является красноречивым свидетельством того, что трещин в масляной живописи может и не быть, если вся ее материально-техническая сторона находится в полном поряд­ке. Если же трещины появляются в ней, то это доказывает лишь несовершенство ее материалов, нерациональное использование их, наконец, плохое хранение и уход за живописным произве­дением.

Трещины, появляющиеся в слоях масляной живописи, по своему происхождению, виду, характеру и пр. могут быть раз­делены на две категории.

К первой относятся трещины, появляющиеся в масляной живописи в той стадии, когда она уже почти утратила гибкость и эластичность своих слоев, другими словами, когда она уже до известной степени состарилась. Нормально исполненная жи­вопись, однако, и в таком состоянии может продолжать оста­ватьcя без трещин, если базой для нее служит прочный мате­риал, не поддавшийся разрушению, например крепкое дерево или металл и хорошо составленный грунт. Холст же в большинстве случаев является слабым защитником и хранителем лежащей на нем живописи вследствие своей подвижности, чувствительно­сти и колеблющейся влажности воздуха и его температуры, на­конец, из-за своей легкой проницаемости с тыльной стороны картины вплоть до живописи.

Трещины, образующиеся при этих условиях, имеют свое­образный характер: они относятся к так называемым «волосяным» трещинам и распространяются или по всей плоскости кар­тины, или лишь в части ее в виде сети различного рисунка, зави­сящего от толщины слоев живописи, количества трещин, свойств грунта и пр.

Трещины эти глубоки и вместе с тем часто настолько тонки, что едва заметны для глаза. Они в большей или меньшей мере встречаются в старинной живописи, исполненной главным обра­зом на холсте59.

Ко второй категории трещин относятся неглубокие, но более или менее широкие трещины, которыми покрывается или часть живописи, или вся ее поверхность. Эти трещины характерны для живописи, выполненной неправильным методом, и покрыва­ют живопись очень скоро, иногда, даже тотчас по высыхании ее. Наиболее частой причиной появления трещин второй кате­гории является недостаточное просушивание нижних слоев живописи. Так как затвердевание масла начинается с его поверх­ности, непосредственно соприкасающейся с воздухом, то на ней образуется пленка, задерживающая высыхание нижних слоев, совершающееся, поэтому медленно. Таким образом, при наличии нескольких слоев краски высыхание совершается беспрепятствен­но лишь в верхнем слое, высыхание же нижних и притом ма­лопросушенных слоев сильно замедляется. Вот почему при наступлении момента высыхания этих последних и обычного изменения объема масляной краски под влиянием окисления происходит натяжение верхнего слоя, которое сопровождается разрывом его, если он не только затвердел, но и утратил элас­тичность.

Образование этого рода трещин избегается при полном, т. е. сквозном, просушивании нижних слоев красок, чему способству­ет введение в краски малого количества сикатива и быстро сохнувших эфирных масел: скипидара, нефти и пр., а также смол, не изменяющих своего объема при высыхании, подобно маслу.

Быстрое растрескивание масляных красок наблюдается так­же при нанесении (особенно толстым слоем) очень бедных мас­лом красок (берущих малое его количество при растирании) на сильно всасывающий грунт. Это обстоятельство указывает на то, что раннее появление трещин в масляной живописи зави­сит также и от количественного отношения между связующим веществом и красками. На самом деле, скорее растрескиваются в этом случае те из них, которые содержат в себе меньшее коли­чество масла, нежели те, которые содержат его много. Так, цин­ковые и свинцовые белила покрываются скорее трещинами, нежели, например, умбра и сиенна. Опыт показывает, что сурик, свинцовые и цинковые белила и зеленый кобальт, краски, мало содержащие масла, являются особенно опасными красками в нижних слоях в том случае, если мало просушены, так как на­несенные поверх них краски при этом покрываются неизбежно трещинами.

Но помимо этого некоторые из красок предрасположены к растрескиванию скорее других, берущих одинаковое и даже меньшее количество масла. Так, цинковые белила, содержащие большее количество масла, нежели свинцовые, растрескиваются скорее свинцовых, что объясняется более легким выделением масла из цинковых белил, чем из свинцовых, с которыми масло входит в тесную химическую связь.

Быстрое высыхание масла в красках в значительной мере уменьшает появление преждевременных трещин в масляной жи­вописи. Так, из 400 проб масляных красок, выстоявших год при маковом масле, образование трещин наблюдалось в 83 случаях; при ореховом — в 65 и при льняном масле — только в 5 слу­чаях. Таким образом, при фабрикации красок следовало бы пользоваться исключительно льняным маслом, дающим, по-видимому, лучший результат.

На основании изложенного выше о трещинах в масляной живописи можно вывести следующие общие правила для жи­вописи масляными красками:

  1. Грунт, предназначаемый для масляной живописи, не должен слишком сильно втягивать масло из красок.

  2. Подмалевок должно вести, разжижая краски, при надоб­ности эфирными, летучими, но не жирными маслами, так как полное просыхание подмалевка есть непременное условие проч­ности последующей живописи.

  3. Каждый слой красок необходимо достаточно просушивать перед нанесением последующего. Особенно важно соблюдение этого условия при живописи с красками, тертыми на одном мас­ле, тем более медленно сохнущем, как ореховое, маковое и под­солнечное масла.

  4. Не следует злоупотреблять сикативами, в особенности в верхних слоях живописи, так как они придают им хрупкость. Наклонность к трещинам верхних слоев живописи, исполненных с сикативами, тем сильнее, чем толще слой нижележащей мед­ленно сохнущей краски.

  5. Следует вообще избегать наложения слишком толстых слоев масляных красок.

Важнейшим следствием чрезмерно жирного письма, т. е. тол­сто нанесенных красок, будут не трещины, а отпадение красок от грунта, сползание, сморщивание слоев и образование складок.

Происхождение названных морщин объясняется также слит­ком обильным содержанием связующего вещества в красках, на­несенных жирным слоем на маловтягивающий грунт или слой живописи.

  1. Все прописки в одной и той же работе необходимо делать с однородным связующим веществом, так как трещины являют­ся скорее там, где имеет место наслоение красок с различными связующими веществами.

Не следует смешивать описанные выше виды трещин с изло­мами, образующимися в слоях масляной живописи и грун­та при неосторожном или неумелом обращении с живопис­ными произведениями. В таких случаях при нажиме на тслст и ударах по холсту получаются более или менее многочисленные трещины-изломы, образующие сеть различного рисунка, напо­минающего подчас рисунок трещин естественного происхожде­ния. Изломами покрывается слой живописи и грунта при накатывании холста на вал, который по своему диаметру не отве­чает размерам картины, а также при загибании холста, снятого с подрамка, равно как при снятии холста с подрамка и набива­нии его на подрамок и т. п. Изломы этого вида проходят через весь слой живописи и грунта, причем края их часто становятся приподнятыми. Изломы, получающиеся от ударов по холсту или от давления на холст, дают трещины с особого вида рисунком, представляющим часто ряд концентрированных кругов или спиралей и т. п.