logo
Kiplik_2002

Подготовка стен

Базой для темперы на стенах может служить обыкновенная известковая штукатурка, если она прочна и находится в хоро­шем состоянии, причем не имеет на себе какой-либо окраски. В том случае, если штукатурка покрыта краской или побелена известью, их необходимо удалить дочиста. Краску, снимающу­юся с трудом, срезывают с верхним слоем штукатурки, перети­рают ее и только после этого приступают к подготовке стены под живопись. Еще лучше пользоваться для живописи темпе­рой, специально нанесенной штукатуркой.

При нанесении этой новой известковой штукатурки следует пользоваться теми же известковыми растворами, которые упот­ребляются во фресковой живописи, если преследуется цель получить прочную базу для живописи.

Так как белый грунт очень выгоден для живописи темперой на стенах, то при желании лучшим образом использовать эту технику наносят штукатурки специального состава. Штукатур­ки этого рода составляются из двух слоев. Первый из них со­стоит из крупного песка и извести, второй же, по толщине своей подобный фресковой накладке, составляется различным образом. Иногда для этого песок заменяется в известковом растворе тол­ченым мрамором, пропущенным через тонкое сито (не больше 48 отверстий на 1 линейный дюйм), или же на 1 часть извести берется 2 части алебастра; наконец один алебастр смешивается с толченым мрамором. Стены часто таким образом подготавли­ваются в Италии, причем обладают безукоризненной белизной и гладкой поверхностью. Гладкая поверхность штукатурки вы­годна в том отношении, что пыль и копоть не так легко внед­ряются в поры живописи и легко снимаются с нее без всякого ущерба для ее росписи.

Цементные штукатурки обрабатываются под темперу теми же способами, которые указаны для обработки их под масляную живопись.

Так или иначе оштукатуренные стены для придачи штука­турке однородной плотности подвергаются проклейке. Для этого пользуются или снятым молоком в чистом виде, наносимым кистью один или два раза на поверхность штукатурки, смотря по ее плотности, или же снятым молоком в соединении с извест­ковым молоком; в последнем случае на 10 частей первого берет­ся 5 частей второго. Иногда для той же цели штукатурку про­ходят жидким раствором скипидарного лака. Обработав одним из приведенных способов штукатурку, приступают к живописи.

Ввиду того, что художнику у нас часто приходится писать на стенах, оштукатуренных не специально для живописи, а са­мым обыкновенным простым способом, как то практикуется все­гда и всюду, то, чтобы не рисковать сохранностью своего про­изведения, ему следует выполнять его не непосредственно на штукатурке, которая обычно с течением времени покрывается трещинами, а на холсте, который или наклеивается на стену до начала живописи, или же после выполнения ее и окончания в мастерской.

И первый и второй способы исполнения стенной живописи темперой вполне рациональны, различие же между этими двумя подходами к делу заключается лишь в том, что художник, вы­полняющий свое произведение на холсте, наклеенном на стену, работает как бы на самой стене, что несомненно выгодно отра­жается на художественном выполнении живописи; тот же, кото­рый начинает и заканчивает ее на холсте в мастерской, может легко ошибиться и не рассчитать эффекта своего произведения по отношению к расстоянию его от зрителя или по отношению к освещению места, где находится его живопись.

Живопись темперой, исполненная на холсте, прикрепленном к штукатурке, обладает большой прочностью и при надобности может быть снята со стены или потолка и перенесена в любое место, вот почему необходимо пользоваться для этой цели хо­рошей, прочной льняной или пеньковой мелкозернистой тканью, покрываемой тонким слоем яичного или казеинового эмульсион­ного грунта с небольшим содержанием масла.

В качестве клея для наклейки холста на стены и потолок следует пользоваться клейстером из ржаной муки, в который для усиления прилипания холста к штукатурке вводятся кани­фоль и щелочь, растворяющая канифоль, увеличивающая клея­щую силу ржаной муки и вместе с тем консервирующая засох­ший клейстер.

Один из рецептов клейстера будет таков:

Ржаной просеянной муки 250 граммов

Воды к ней 1,500 литра

Канифоли 50 граммов

Едкого натра 32 грамма

Воды к нему 350 куб. см.

Все, данное в рецепте, варится на огне до обращения в клей­стер.

Можно пользоваться также достаточно густым клейстером из ржаной муки, которого берется 100 весовых частей, и добав­лять к нему от 20 до 40 частей обыкновенного бальзама-тер­пентина, называемого у нас «живицей».

Образцами темперной живописи, выполненной таким обра­зом на стенах московского Казанского вокзала и на потолках гостиницы «Москва», являются произведения крупнейшего со­ветского художника-монументалиста Е. Е. Лансере.