logo
Kiplik_2002

Исправления

Масляные краски с течением времени приобретают всё боль­шую и большую прозрачность. Такое повышение прозрачности наблюдается и в корпусных красках, причем некоторые из них, как свинцовые белила, становятся просвечивающими вследствие утраты ими кроющей силы, а также утончения слоя при высыхании. Принимая во внимание эту особенность масляной живописи, необходимо быть весьма осторожным ко всякого рода перепискам и радикальным переделкам в масляной живописи, в которых иногда нуждается живописец, так как все исправления и записи, сделанные тонким слоем корпусных красок, по про­шествии большого промежутка времени становятся вновь видимыми.

Так, в конном портрете Филиппа IV работы Веласкеза вид­но восемь ног61, из которых четыре выступают из-под тона земли, которым прикрыл их автор, будучи недоволен, по-видимому, положением ног.

В портрете художника Литовченко работы И. Крамского (Третьяковская галерея) через черную шляпу, надетую на голову художника, просвечивает довольно ясно лоб Литовченко, на который шляпа была надета, как видно, позднее, когда голо­ва была уже написана. В портрете Рембрандта «Ян Собесский» палка, которую держит в руке Собесский, имела вначале боль­шие размеры, а потом укорочена. Таких примеров может быть указано много.

Приведенные примеры ясно показывают, что исправления, сделанные тонким слоем, даже непрозрачных красок, в масля­ной живописи не достигают своей цели. Здесь необходимы основательные повторные наслоения красок, которыми только и можно сделать навсегда невидимыми те места живописи, кото­рые хотят уничтожить. Еще лучше в этом случае предназначен­ные для переделки места очистить совершенно от живописи и записать их затем по чистому грунту заново. С помощью хлоро­форма, ацетона и бензола легко и быстро можно удалить дочи­ста даже очень старую масляную краску.

При небольших исправлениях на ответственных местах (на­пример, голове, руках портрета и пр.) нужно учитывать могу­щее произойти вжухание и обычное потемнение под лаком ис­правленных мест. И потому, приступая к исправлению, места, подлежащие переделке, хорошо просушивают, покрывают жид­ким лаком и производят поправку красками с лаком для жи­вописи, чтобы избежать наверняка появления вжухлости. В том же случае, если вжухлость образовалась, ее не следует крыть лаком для ретуши, а возвращать ей потерянный блеск и тон одним лишь промасливанием.