logo
Kiplik_2002

Подготовка стен

Фресковая живопись обыкновенно выполняется на стенах, сложенных из камня или кирпича, связанных известковым рас­твором, причем стены должны быть сухими, выстоявшимися, осевшими и не всасывающими в себя грунтовых вод. На дере­вянных оштукатуренных стенах она может быть выполнена только при том условии, если штукатурка имеет значительную толщину. Прочность фрески в данном случае меньшая, чем на каменных стенах, так как штукатурка на дереве менее прочна, чем на камне.

Материалы, входящие в постройку каменных и кирпичных стен, равно как и материалы штукатурки, не должны содержать в себе растворимых в воде органических или минеральных веществ, так как последние могут выделяться на поверхности жи­вописи в виде кристаллизаций, окрашенных пятен и пр. и тем наносить ей более или менее непоправимый вред. Таковыми ве­ществами обычно являются сернокислые и хлористые соли маг­ния, кальция и натрия и азотнокислый натрий (селитра).

Подготовка стен под живопись ведется для каждого из спо­собов фрески различно.

Под живопись, выполняющуюся по свежей штукатурке, по­следняя наносится не непосредственно на камень или кирпич стены, а на ранее положенный уже слой (и даже несколько слоев) подготовительной штукатурки, носящей название у италь­янцев «арричиато» («arriciato»), у наших штукатуров — «оп­рыск» и «набрызг».

Перед наложением первого слоя этой подготовительной шту­катурки стены обильно смачиваются водой, после чего набра­сывается на стену известковый раствор, состоящий из извести и крупного песка; толщина этой первой штукатурки равняется приблизительно 2 сантиметрам. Составляя раствор для этого слоя штукатурки, известь мешают с сухим песком, так как мок­рый песок убавляет прочность штукатурного слоя. Только после наброски раствора на стену допускается смачивание его водой, чтобы помочь правильной его раскладке на стене. Весьма важ­но, чтобы этот первый слой хорошо был вмазываем в кирпич­ные стены, особенно в пазы между кирпичами.

Нижние слои штукатурки должны тщательно выровнять стену, чтобы верхние слои ее были совершенно ровными. С этой целью через небольшой промежуток времени, когда первый слой настолько затвердеет, что не оставляет следов при нажиме на него пальцем, наносят второй слой, состоящий из того же раствора, что и первый, причем толщина его должна быть мень­шей и равняться 11/2 сантиметрам.

Далее наносится третий слой штукатурки, именуемый у на­ших штукатуров «накрывкой», у итальянцев — «интонако» («intonaco»), на котором уже выполняется живопись. Здесь пе­сок берется более мелкий, чем в первых двух слоях, причем толщина третьего слоя штукатурки равняется 1/2—1 санти­метру.

Раствор для интонако составляется только из извести и пес­ка или заменяющих его веществ. Слишком мелкий песок неже­лателен, как увеличивающий трудность живописи; более отве­чающим делу является зерно песка, проходящее через сито не более чем в 48 отверстий на 21/2 линейных сантиметра. Вместо песка, как было указано выше, могут быть введены толченый мрамор, фарфор и пр., если хотят пользоваться белым цветом накладки. Раствор размешивается с достаточным количеством воды, избыток которой, ввиду тонкого слоя последней накладки, не может принести вреда; наносится лопаткой и обрабатывается деревянной теркой и при надобности еще смачивается водой, обрызгиванием большой кистью, пока не получится одинаковая толщина ее повсеместно и ровная поверхность. Штукатурка дол­жна быть шероховата и зерниста, и потому необходимо избегать заглаживания ее металлической лопаткой или другими подобны­ми инструментами, так как при гладкой поверхности на ней быстро образуется корка углекислой кристаллической извести, и краски, наносимые на нее, очень скоро перестают фиксиро­ваться. Если живописная задача сводится к плоскостным разре­шениям, то вполне уместно заглаживание, видимое в образцах византийской и русской стильной живописи.

Число слоев штукатурки может быть различно: от 2 до 3 и более. Чем толще штукатурка, тем дольше позволяет она писать по сырому. Толщина всех вместе взятых наслоений может дохо­дить до 4 сантиметров. Если последний живописный слой шту­катурки наносится на три подготовительных слоя, то толщина его должна быть не более 3—5 миллиметров.

При одном тонком слое штукатурки, нанесенной на камен­ную или кирпичную кладку, на живописи может выступить ри­сунок стенной кладки вследствие неравномерного всасывания воды из штукатурки в стенную кладку.

Наслоение штукатурок имеет целью, с одной стороны, вы­ровнять поверхность стены, с другой же — создать среду, спо­собную долго и равномерно удерживать влажность. Кроме того, штукатурка, нанесенная одним толстым слоем, уступает в проч­ности многослойной штукатурке при равной толщине их.

Количественное отношение между известью и песком я заме­няющими его веществами при составлении известковых раство­ров представляет вопрос первостепенной важности. Чем жирнее известь, тем большее количество песка связывается ею, но слиш­ком бедные известью растворы, часто применяющиеся в архи­тектуре, например, на 1 объем извести до 41/2 объемов песка, для фрески не должны иметь места, точно так же, как и слишком богатые известью. Наиболее отвечающими делу про­порциями между песком и известью являются старинные пропорции, сообщаемые Витрувием и Ченнино Ченнини. По Витрувию, на 1 объем извести берется 3 объема крупного и 2 среднего и мелкого песка. По Ченнино Ченнини, на 1 объем извести берется 2 объема песка как крупного, так и мел­кого.

Можно взять также 1 часть извести на 2 части песка по весу, что составляет по объему несколько большее количество извести, чем 1 : 2, так как известь легче песка. Такое соотношение между известью и песком допустимо лишь в том случае, когда гашеная известь (см. выше) содержит в себе большой процент углекислой извести.

Важным условием при составлении известковых растворов является и то, на что указывалось уже выше, а именно, что известь берется в густом тесте, песок должен быть сухим. Со­ставленные таким образом растворы хорошо перемешиваются. Чем больше воды в растворе, тем легче размешивается он, но тем неизбежнее и трещины, образующиеся впоследствии в шту­катурке.

Исследователи вполне основательно утверждают, что изо­билие воды в растворе является главнейшей причиной по­явления трещин в штукатурке. Подтверждением этому мо­гут служить стены дворцов, Эрмитажа и других зданий того же порядка, где штукатурка покрыта в настоящее время на том же основании сетью трещин. Между тем известковые растворы, составляемые во время Витрувия, не давали подобных резуль­татов, так как они составлялись настолько густыми, что не при­липали к железной лопатке, погруженной в раствор.

Растворы наносятся на стену по возможности без терки, чтобы не вызывать известь на поверхность штукатурки, и вы­равниваются трамбованием. Поверхность каждого слоя должна быть шероховата, чтобы прикрепление последующих слоев было наилучшим. Если арричиато наносится из мелкого песка, то для придания большей шероховатости поверхности штукатурки последняя нацарапывается каким-либо острием по сырому, как то рекомендует Ченнини. Но следует избегать нанесения пер­вых слоев штукатурки с мелким песком, так как штукатурка с крупным песком более прочна.

Для увеличения прочности штукатурки Витрувий советует прибавлять 1/3 мелко истолченной черепицы в известковый ра­створ со средним или мелким песком, который под влиянием этой прибавки приобретает отчасти свойства цементного раство­ра. В наше время толченые черепица и кирпич могут быть за­менены с успехом тем же количеством инфузорной земли, нося­щей название также трепел, или кизельгур.

В описываемом способе подготовки стен под фреску реко­мендуется слои известковой штукатурки наносить один на дру­гой через короткий промежуток времени, т. е. пока они еще свежи, чтобы достичь наилучшего сцепления между слоями. Не всегда, однако, это выполнимо на практике131, и потому в боль­шинстве случаев первые слои штукатурки успевают затвердеть и засохнуть, прежде чем приступят к нанесению последнего живописного слоя (интонако). Это наносит, конечно, значитель­ный ущерб прочности подготовки стен под фреску, и потому в подобных случаях нижние слои заранее — уже накануне рабо­чего дня — сильно намачиваются водой. Еще лучшего резуль­тата можно достичь в том случае, если снять верхнюю корку с нижнего слоя штукатурки, так как при этом получается лучшая смачиваемость его. Особенно это необходимо в том случае, ког­да вместо трех слоев штукатурки наносятся всего два слоя, что практиковалось обычно и в итальянской фреске более позднего времени.

Возможно и так разрешить подготовку стен: первый слой штукатурки наносить на всю поверхность стены, которая им и выравнивается, второй же слой, хотя бы и после просыхания первого слоя, наносится одновременно с интонако, притом на пространстве одинаковой величины с ним.

Часто применяющиеся в наше время чистые цементные шту­катурки и с большим содержанием цемента обладают большой прочностью вследствие их малой пористости и водонепроницае­мости, но они не могут служить для фрески подготовительными штукатурками. Штукатурки же, сделанные из так называемых «смешанных растворов», содержащих в своем составе не только цемент, но известь и песок, могут быть иногда приняты для названной цели, в особенности те из них, которые содержат наи­меньшее количество цемента, причем цемент должен быть бок­ситовый или пуццоланский.

К сказанному о подготовке стен под фресковую живопись следует добавить еще следующее.

Известковые растворы должны быть всегда свежими и не заготовляться впрок, так как они при долгом нахождении на воздухе покрываются корками углекислой извести, что будет мешать работе.

Старая незнакомая по своему составу известь должна до употребления анализироваться, равно как и известь-«пушонка», которая может быть введена в дело только в том случае, если она свободна от углекислой извести.

КРАСКИ

Богатство красочных материалов, которыми располагает на­ше время, заставляет современного художника-фрескиста отно­ситься с особой внимательностью к выбору красок, предназна­чаемых им для фресковой живописи, так как огромное число их совершенно непригодно для нее. Это необходимо тем более, что фресковые произведения при благоприятных для них условиях и хорошем уходе могут сохраняться, не теряя своей первона­чальной свежести, продолжительное время.

При составлении ассортимента красок для фресковой живопи­си необходимо поэтому пользоваться только теми из них, кото­рые относятся к прочным краскам и устойчивым в условиях фресковой живописи. Они должны быть светоустойчивыми, тех­нически чистыми, не изменяться в смешениях между собой, не разрушаться от соприкосновения с известью, обладающей щелочными свойствами, и, наконец, что также очень важно для прочности фресковой живописи, обладать способностью хорошо соединяться с известью, являющейся их связующим веществом. Техническая чистота красок для прочности фресковой живо­писи имеет большое значение, и потому нужно избегать упот­ребления красок с подмесью гипса, так как присутствие его в красках дурно отражается на закреплении их известью, кроме того, гипс отлагается на законченной живописи в виде пятен и загрязнений.

Не все из красок, устойчивых по отношению к извести, год­ны, конечно, для фресковой живописи; таковы, например, крас­ки медного происхождения, которые изменяются в смешении с другими красками. Сюда же нужно причислить те из них, кото­рые хотя не изменяются от действия извести, но плохо связы­ваются с нею, так как прочность фресковой живописи зависит во многом и от названных свойств некоторых красок. Неспо­собность красок соединяться крепко с известью объясняется их составом, удельным весом, строением зерен их и отсутствием взаимного притяжения между красками и известью. Фресковые живописцы прошедших времен хорошо были знакомы со свой­ствами красок и употребляли их сообразно с индивидуальными их особенностями, применяя отвечающие им связующие вещест­ва. Наше же время не установило еще твердо шкалы красок, которой только и следовало бы пользоваться во фреске.

Начало изучению красочного материала и степени пригодно­сти тех или иных красок для фресковой живописи положено тем не менее уже давно, и потому имеется уже достаточно данных для составления шкалы красок, которыми более или менее сво­бодно можно пользоваться во фреске, список которых здесь и приводится.

Белые. Гашеная известь, очищенный мел, баритовые и цинковые белила.

Желтые и оранжевые. Неаполитанская желтая раз­личных оттенков, желтый кадмий темных оттенков и оранже­вый. Охры светлые, золотистые темные, сиенна натуральная. Марсы желтые.

Подлежат еще испытанию: светлый желтый кадмий, желтый ультрамарин и стронциановая желтая.

Красные. Красный кадмий различных оттенков, красные хромы, охры красные, английская красная и другие краски же­лезного происхождения, натуральные и искусственные.

Коричневые. Умбра, жженые зеленая земля и сиенна. Коричневые марсы.

Зеленые. Хромовая окись, изумрудная зелень, зеленая земля лучших сортов, зеленый ультрамарин, зеленый кобальт.

Синие. Синий кобальт, ультрамарин натуральный и искус­ственный.

Фиолетовые. Фиолетовый ультрамарин и марсы.

Испытываются фиолетовые краски: кобальт и марганцовая.

Черные. Жженая кость виноградная.

Необходимо испытать наши земляные черные: шунгит и оло­нецкую черную.

При менее строгом подборе красок могут быть введены в де­ло, кроме названных красок, крапп-лаки132, киноварь, свинцовый сурик, минеральная фиолетовая.

Все краски изменяются в своем тоне при высыхании фрески, но не все в одинаковой мере. Мел и известь светлеют при этом настолько сильно, что угадать действительный цвет мокрого тона, составленного с ними, представляет большое затруднение и требует большой опытности. Светлеют сильно: ультрамарин, кобальт, светлая охра, зеленая земля; менее: жженая золотистая охра, сиенская земля, венецианская красная и другие красные этого рода, причем они при высыхании теряют до некоторой степени свой яркий цвет.

Не все краски также одинаково ложатся на штукатурку без примеси извести. Одни из них — зеленая земля, светлая охра, сиенская земля и все прочие краски, легко смачивающиеся во­дой, хорошо ложатся на штукатурку и прочно связываются с нею, тогда как другие — ультрамарин, всех цветов кобальт, анг­лийская красная и железные окислы того же порядка требуют для своего лучшего закрепления известного приема. Так, прежде чем нанести на штукатурку одну из подобных красок, делают подмалевок для нее одной из красок, хорошо смачивающихся водой; под ультрамарин и кобальт подмалевывают зеленой зем­лей, под английскую красную — сиенской землей и т. д.; краски в этом случае легко ложатся на штукатурку, не смешиваясь с подмалевком и не теряя своей силы. Того же результата можно достичь, прибавляя в названные краски небольшое количество цельного, хорошо сбитого яйца (по Ченнини), жидкого раствора казеина и молока. Подмесь эта, придавая работе необходимое удобство, не только ничего не отнимает в смысле прочности фрески, но даже увеличивает, так как яйцо и казеин с известью образуют нерастворимое водою соединение.

Гашеная известь, применяемая во фресковой живописи по свежей штукатурке в качестве белил, требует тщательного приго­товления. Она должна иметь мучнистое тонкое строение, без­упречную белизну, кроме того, не должна быстро «схватывать», т. е. скоро образовывать на поверхности крепкую кристалличе­скую корку, которая укорачивает продолжительность времени живописи.

В старину итальянские художники поэтому много времени уделяли на приготовление извести для фресковой живописи, причем вся работа их, судя по трактатам Ченнини и Арменини, заключалась в том, чтобы превратить гашеную известь (гидрат окиси кальция), считавшуюся многими живописцами краской, неудобной в живописной работе (так как она плохо кроет и быстро схватывает), в удобную, т. е. совершенно или почти ли­шенную связующих способностей вследствие превращения ее в большей или меньшей степени в углекислую известь.

С этой целью гашен «я известь подвергалась продолжитель­ному промыванию водой, уносившей не только посторонние ве­щества, заключавшиеся в извести, но и самую известь, раство­ренную в воде. Вместе с тем вода приносила с собой углекислый газ, который постепенно переводил едкую известь в углекислую. После того известь сушили, выдерживая на воздухе, на котором продолжалось и нередко заканчивалось превращение гидрата окиси кальция в углекислый кальций, лишенный вяжущих спо­собностей.

Смысл этих операций, производившихся ощупью, заключал­ся в том, чтобы очистить известь от посторонних примесей, по­гасить все ее части и сделать ее более удобоприменимой в жи­вописном отношении.

Вся работа над известью и цель ее сводились к тому, что­бы получить белую краску для стенной живописи, возможно более похожую на настоящие белила, подобные тем, которые применялись в станковой живописи, но таких белил для фреско­вой живописи в это время не существовало и о них художник мог только мечтать!

Современные художники справедливо преклоняются перед техническими знаниями старых мастеров во фресковой живо­писи.

Поэтому современные исследователи дают рецепты, кото­рые напоминают старинные. Вот один из них. Гашеную из­весть кладут в деревянную чашку, налив сверх «ее столько воды, чтобы известь лежала глубоко под нею. Несколько раз в день перемешивают известь деревянной лопаткой, сливая предварительно воду с образовавшейся на ней корки, и нали­вают свежую воду. Так поступают в продолжение нескольких дней; если же хотят добиться наилучших результатов,— не­скольких недель. Затем помещают известь в глазированный горшок и кипятят, наблюдая, чтобы она не осела на дно. После этого сливают воду и, охладив, делают из извести шарики, сушат их и перед употреблением в живопись растирают с водой, как и другие краски.

В настоящее время вполне хороших результатов можно до­стичь и более простым способом — употреблением в дело луч­ших качеств извести, правильно гашенной, умеряя схватываю­щую силу ее примесью к ней высшего качества мела, баритовых или цинковых белил в количестве приблизительно Уз объема извести.

Краски, употребляемые во фреске, необходимо иметь в мелко растертом порошке, легко размешивающемся с водой.

Весь приведенный список красок предназначается для рос­писи внутренних стен зданий, для росписи же фреской наруж­ных стен зданий многие из стоящих в этом списке красок бу­дут или вовсе непригодны для нее или же подлежат еще испы­танию. К этим краскам относятся:

Цинковые белила (на открытом воздухе быстро выветри­ваются); ультрамарины всех оттенков и умбра (неустойчивы); красные кадмии (подлежат испытанию).

Наша страна располагает богатым ассортиментом земляных красок, чрезвычайно разнообразных и красивых по цвету, кото­рые необходимо, конечно, использовать во фреске по предвари­тельном их изучении и испытании. Из них следует отметить: желтые охры из Лупандина (Ярославской области), Лоева (Минской области), Дубовиков (Богучарского района, Воро­нежской области), охру «ермачиха» (Куйбышевского района), хорловскую сиенну, ферапонтовскую умбру, земляные черные и многие другие.

Некоторые из названных красок давно применяются в ма­сляной живописи и с другими связующими веществами, но мало еще испытаны во фреске. Таковы волконскоид, умбра феодосийская, краски, носящие название: сиенны, охры светлые и золотистые.

Но, кроме красок натурального происхождения, мы поль­зуемся и искусственными красками отечественного производ­ства, качества которых и пригодность для фресковой живописи мало еще испытаны. Во всяком случае, нам предстоит в настоящее время большая работа по составлению шкалы красок для фресковой живописи из красочных материалов отечествен­ного происхождения и производства.