logo
Kiplik_2002

Ретушь фрески

Микеланджело, выполнивший роспись Сикстинской ка­пеллы в Ватикане чистой фреской («buon fresco»), так говорит о ней:

«Фреска есть самый трудный и самый мужественный из всех родов живописи. Она является пробным камнем для художника».

И на самом деле, живопись фреской требует от исполнителя ее быстроты, решительности, известного мастерства, самодисцип­лины, даже смелости и отваги, а потому является прекрасной школой для живописца. Не всегда, однако, даже мастера стен­ной живописи обладали всеми названными выше качествами; вот почему вопрос исправления неудачных мест в живописи фреской возникал сам собой во все почти времена, послужив основанием в старину для разработки специальной системы жи­вописи, заключавшейся в соединении фрески с темперой, тради­ции которой долго держались как в итальянской, так и в визан­тийской фреске.

Следует ли, однако, ретушировать неудавшиеся места фрес­ки? Вопрос этот не только затрагивает техническую сторону де­ла, но и эстетическую.

Фреска, подобно прочим способам живописи, имеет своеоб­разную красоту тона, вытекающую из ее материалов и способов их применения, и только ей свойственную фактуру, подменить которую красками другого состава не представляется возмож­ным. Исправляя неудавшиеся места фрески посторонними, чуж­дыми ей материалами, нельзя не нарушить фактурной целостно­сти произведения, которое вследствие этого утрачивает и значи­тельную долю своей красоты.

В те времена, когда техника живописи не имела еще доста­точного мастерства, приходилось долгое время пользоваться «смешанным» способом живописи, состоявшим в соединении фрески с темперой, причем фреске отводилась только вспомога­тельная роль — роль подмалевка, который на всем своем протя­жении записывался затем темперой. Произведения, исполнен­ные таким образом, по существу своей техники должны быть отнесены к темпере. Самый способ живописи («pittura uso affresco»), вытекавший из слабо развитого живописного мастер­ства у современных ему художников, нельзя не признать для своего времени если не рациональным, то вполне естественным, тогда как применение его при современных материальных сред­ствах стенной живописи и понимании ее техники не имеет уже достаточных оснований.

В старину ретушировали живопись, исполненную истинной фреской и фреско а секко. Краски, применявшиеся для этой це­ли, составлялись с различным связующим веществом. Здесь пользовались яичным желтком, яичным белком и цельным яй­цом, а также и творожным клеем. Во время упадка техники жи­вописи фрески прописывались даже масляными красками и рету­шировались пастелью. Все даже более отвечающие делу материалы не дают красок, тождественных фресковым краскам, но в техническом отношении, т. е. в смысле прочности, некоторые из них более или менее отвечают по прочности фреске. Так, если прописывать фреску тотчас же по высыхании ее, т. е. в то вре­мя, когда штукатурка в глубине своей содержит еще значитель­ное количество едкой извести, не успевшей еще перейти в угле­кислую, и пользоваться при этом красками, связующим вещест­вом которых был бы казеин или яичный белок, то получается очень прочная ретушь, не смывающаяся водой, так как в дан­ном случае образуется химическое соединение белка и казеина с известью. Еще лучше непосредственно мешать казеин; и белок с известью и на этом растирать свои краски для ретуши.

При живописи смешанным способом («pittura uso affresco»), в котором фреска служила лишь подмалевком, работа велась обычной фресковой техникой, причем записывались в один прием значительно большие пространства, чем при работах чистой фреской, так как в этом случае преследовалось лишь наложение общих локальных тонов и главных теней, не вдаваясь в детали, после чего произведение просушивалось и заканчивалось темпе­рой.

Надо полагать, что этот способ живописи часто применялся и в России. Так, при реставрации московского Благовещенского собора под темперой был найден, повидимому, примитивный под­малевок, исполненный по свежей штукатурке.

Итак, в наше время, когда подлинную фресковую живопись нужно считать особо изысканным живописным способом украше­ния стен, в котором ценится не только художественная сторона произведения, но и мастерство автора, с которым он выполнил его, никакие ретуширования фресок недопустимы. Тем более, что писать фреской в настоящее время значительно легче, чем то было в старину.

Кто берется за фреску для выполнения ответственных живо­писных произведений, тот должен совершенно забыть о рету­шировании их, так как только живопись, исполненная от начала до конца фреской, без всякой ретуши и исправлений, должна считаться в наше время за фреску.