logo
Kiplik_2002

Материалы рисунка

В старину для рисования пользовались материалами почти исключительно натурального происхождения. Таковыми служи­ли: черные земли, сангин, мел, свинцовый карандаш, состояв­ший действительно из свинца, серебряный карандаш, оставляв­ший при трении на бумаге следы, и, наконец, такой доступный для всех продукт, каким является уголь.

К услугам рисовальщика нашего времени имеется безгранич­ное число карандашей различного состава и цветов, приготов­ленных как из натурального, так и искусственного материала, притом для различного назначения. Здесь могут быть разобра­ны лишь те материалы, которые применяются обыкновенно в рисовании.

Уголь

Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных, видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а так­же пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и по­роды дерева; она обозначается номерами. Кроме названных ви­дов угля, фабрикуется так называемый «прессованный» уголь, вырабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы).

Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишен интенсивной черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же остается углем.

Уголь представляет материал, ничем не заменимый в рисо­вании. Он хорошо ложится на всякую шероховатую поверх­ность, а также легко снимается с нее, а потому особенно при­годен в первоначальных набросках и т. п. Но, кроме того, уголь может служить и для самостоятельных рисунков, выполняемых на бумаге, холсте и пр. Им рисуют даже по шероховатому ма­сляному грунту; таковы, например, многочисленные портреты И. Е. Репина. Рисунок в этом случае ведется обыкновенным уг­лем, и лишь в наиболее темных местах его прибегают к помощи прессованного. Рисуют углем и на тоновой бумаге, присоединяя к нему в светах мел. Но уголь слабо держится на поверхности всякого материала, и потому углевой рисунок нуждается в ис­кусственном закреплении, которое требует известной опытно­сти и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водяные фиксативы. Первыми из них уголь фиксируется легко, но они заставляют темнеть бумагу; от действия же во­дяных фиксативов не остается почти следов на бумаге, но они требуют от фиксирующего терпеливой работы. Сильно закре­пленный уголь теряет отчасти свой бархатистый тон.

Графит

Графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристалличе­ского углерода в смеси с различными иными веществами.

Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют самое широкое применение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы.

Карандаши различаются по номерам, которыми определяется степень их мягкости, причем первым номером обозначается бо­лее мягкий сорт. В лучших сортах графитных карандашей номе­ра заменены буквами: H (hard — твердый) и B (black — чер­ный). Наиболее мягкие и черные карандаши имеют обозначе­ние: пять В, самые твердые — одно В.

Самый черный (и самый дорогой) графит все же лишен ин­тенсивности черноты; кроме того, ему присущ блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твердым) блестит, вот почему графит пригоден исключительно для мелких рисунков — аль­бомных по преимуществу, которые хорошо сохраняются без фиксирования, если для рисунка не был взят слишком мягкий графит.

Графит готовится также в виде акварельной краски, причем обладает в этом виде очень приятным тоном.

Сангин

Имеется два вида сангина: натуральный и искусственный. Последний выделывается из каолина и окиси железа, а также и другими способами. Ему обыкновенно придается вид четырех­гранных карандашей, не имеющих деревянной оправы.

Сангин принадлежит к излюбленным рисовальным материа­лам у художников. Рисунки выполняются или одним сангином, или в соединении с черным карандашом. В первом случае рису­нок ведется штрихом без растушевки, согласно манере старых мастеров и более поздних, например Грёза; рисунок при этом получает коричневый оттенок. Вторая манера работы ведется с растушевкой его, и в этом случае рисунок приобретает более красный оттенок.

Сангин в соединении с черным карандашом дает на белой бумаге тона, близкие к тону тела, так как все необходимые в данном случае краски здесь имеются налицо: белая заключается в бумаге, желтая и красная — в самом сангине, и много состав­ных и переходных тонов тела дают смеси черной и сангина. Этим простым материалом можно выполнять очень интересные рисунки.

Рисунки, исполненные как чистым сангином, так и в соеди­нении с черным итальянским) карандашом, не принято вовсе фиксировать, а их ставят лишь под стекло.

Французский карандаш

Карандаши этого рода называются французскими, а также итальянскими карандашами.

Итальянский карандаш натурального происхождения состоит из черного глинистого сланца. Он представляет род болюсов и имеет серый оттенок и слабую черноту. Этот природный мате­риал известен также под именем черного мела (Schwarze Kreide). Кроме натурального карандаша, имеется большой ассорти­мент искусственно приготовляемых карандашей, носящих на­звание французских (или итальянских) карандашей. Они вы­делываются из жженой кости, мелко раздробленные частицы которой связаны растительным клеем. В зависимости от коли­чества взятого клея и краски получаются карандаши различной твердости, степень которой обозначается номерами, причем наи­более мягкими являются первые номера.

Карандаши этого вида обладают большой силой и матовым тоном.

Французским карандашом рисуют только на бумаге, причем последняя должна быть плотной, способной выносить продолжительное трение без ущерба для своей поверхности. Каран­даш наносится штрихом, а также растирается по бумаге с по­мощью тряпок, перчаточной кожи, ваты и, наконец, просто пальцем руки. При необходимости снять карандаш с бумаги пользуются хлебом, резинкой и «клячкой» — черной резиной, размоченной в бензине, керосине или скипидаре, которая имеет большую липкость и мягкость.

Работая на тоновой бумаге, в светах вводят мел и белую краску.

Рисунки, исполненные французским карандашом, чернеют в полутонах при фиксировании, причем нарушается, конечно, гармония в тенях рисунка, и потому их сохраняют без фик­сирования, лишь под стеклом.

Соус