logo
Kiplik_2002

Бальзамы

Терпентин

Терпентины, подобно прочим бальзамам, представляют полужидкие продукты, выделяемые различной породой сосен, елей, лиственниц и пихт. Они состоят из смол, растворенных в эфирных маслах растений.

Терпентины, в зависимости от происхождения, имеют раз­личные вязкость, цвет и прозрачность. На воздухе при улету­чивании эфирных масел они густеют, становятся более вязкими, и некоторые из них, в конце концов, твердыми, похожими на канифоль; затвердевший сосновый и еловый терпентин носит название галипота.

Главную составную часть терпентинов представляют абиети­новая и пимаровая смоляные кислоты, резенов же содержится в них незначительное количество. Различается несколько видов терпентинов.

Обыкновенный терпентин, носящий у нас назва­ние живицы, или серы, вытекает из сосен и елей. Он имеет темный красно-коричневый цвет. С течением времени он теряет первоначальную прозрачность вследствие выделения белых кри­сталлов смоляных кислот. В живописи этот терпентин приме­нения не имеет, так как чернит ее.

Венецианский терпентин, вытекающий из ствола лиственницы (Larix decidua), был известен еще в глубокой древ­ности и в эпоху Возрождения. В наше время в торговле он по­чти отсутствует, так как получается (вследствие исчезновения этой породы дерева) лишь в незначительном количестве в не­которых местах Тироля, в Триенте, Пьемонте и других местах. Он обладает бесцветностью, прозрачностью и не кристалли­зуется. Имел широкое применение в живописи.

В наше время венецианским терпентином называются луч­шие сорта обыкновенного терпентина, получаемого во Франции и в других местах с сосен Pinus maritima. Терпентин этот в ма­сляной живописи применения не имеет, т. е. не примешивается в краски, так как чернит ее, кроме того, препятствует нормаль­ному просыханию масляного слоя. Разведенный скипидаром, бензином и т. п., терпентин может служить лишь в качестве лака для ретуши.

Страсбургский терпентин, также известный в старину, вытекает из ствола европейской пихты; он также почти отсутствует в современной торговле, так как добывается в ма­лом количестве (во Франции, в Вогезах). Обладает, подобно Настоящему венецианскому терпентину, высокими качествами.

Большинство терпентинов легко растворяется в спирту, эфи­ре, скипидаре и т. п.

Бальзам

Канадский бальзам вытекает из пихты Abies balsa­mea и других пород. Смола составляет 3/6 части веса бальзама; остальное принадлежит эфирному маслу. Канадский бальзам по своему составу близко стоит к страсбургскому терпентину. Он почти бесцветен, прозрачен и чист, застывает, не кристаллизуясь и не чернея, почему применяется при склеивании оптических сте­кол. Растворяется во всех почти растворителях и в высыхаю­щих маслах. Будучи примешанным в масляные краски, не чер­нит их, дает им вязкость и отчасти задерживает их высыхание и, таким образом, является натуральным лаком для живописи62. Копайский бальзам. Получается, от южноамерикан­ских растений вида Copaifera и представляет собой раствор мяг­кой смолы в эфирном масле, содержание которого в различ­ных сортах колеблется от 40 до 90%. Наиболее популярными сортами бальзамов, встречающимися обыкновенно в торговле, являются: Para-balsam и Marokaibo-balsam, которые следует от­личать от ост-индского сорта бальзама — Гурьюн-бальзама, бо­лее дешевого продукта, лишенного всяких достоинств. Эфирное масло копайского бальзама, получаемое из бальзама дистилля­цией, совершенно бесцветно и при обыкновенной температуре не летуче.

Копайский бальзам имеет значительную вязкость, характер­ный запах и более или менее интенсивную окраску. На стеклян­ной пластинке он высыхает в 4 дня, окисляясь на воздухе, под действием кислорода которого эфирное масло бальзама обра­щается в смолу. Затвердевший слой бальзама ровен и гладок; опыты показали, что льняное масло при подмеси 50% масла копайского бальзама высыхает с совершенно гладкой поверх­ностью. На этом основании и примесь копайского бальзама или его эфирного масла в масляные краски считается полезной, так как способствует равномерному и правильному просыханию их. Копайский бальзам и его масло задерживают высыхание сме­шанных с ними масляных красок, причем первый из них при­дает краскам вязкость и смолистость, мало увеличивая их блеск. Смола копайского бальзама принадлежит к твердым, но хрупким смолам, легко растворяется в спирту, под влиянием влаги не теряет своей прозрачности; поэтому копайский баль­зам может служить хорошим картинным лаком. Петтенкофер предложил его для восстановления старой масляной живописи, связующее вещество которой пришло в ветхость. Ввиду хруп­кости смолы бальзама необходима умеренность при введении ее в красочный слой.

В конце XVIII столетия копайским бальзамом пользовался в живописи уже Д. Рейнольдс; с первой трети XIX столетия им заинтересовываются уже многие живописцы. В наше время бальзам и его масло получили широкое применение, между про­чим, и при производстве красок.

Элеми. Привозится с Явы, Юкатана, Камеруна, Манилы и из других мест, где, получается, от растения Canarium communae. В зависимости от содержания эфирного масла элеми бы­вает различной густоты. Наиболее применимый в лаковом деле сорт элеми — элеми-манила — содержит до 30 % эфирного ма­сла. По внешнему виду смола эта напоминает кристаллизован­ный мед, имеет характерный запах и кристаллическое строение. В тонком слое на стекле сохнет в 2 дня, без отлипа, с матовой поверхностью, сохраняя долгое время, мягкость слоя, почему не­редко употребляется для придачи твердым лакам эластичности. Идет также на приготовление «глютеня» — лака для живописи, придающего масляным краскам матовую поверхность.

Эфирное масло бальзама элеми состоит из скипидара, ли­монного и укропного масел, придающих бальзаму приятный за­пах. Подобно маслу копайского бальзама и другим эфирным маслам, оно может служить для разжижения масляных красок.

Закончив описание смол, необходимо уделить здесь некоторое место описанию таких материалов, как воск, парафин и т. п., которые наряду со смолами имеют известное применение в жи­вописи.