logo
Kiplik_2002

Веласкез и мурильо

(1599 - 1660) (1617 - 1682)

Техника живописи Рибейры, Веласкеза, Мурильо и других современных им испанцев тождественна с итальянской техникой Караваджо и Карраччи.

Веласкез иногда писал по очень темным и болюсным грун­там «алла прима», почему некоторые произведения его пострада­ли не меньше произведений Караваджо. Ранняя картина его в галерее Эрмитажа «Завтрак» писана на темном грунте, который виден через многочисленные трещины картины и который в на­стоящее время совершенно заглушил живопись, просвечивая че­рез нее. Произведение это, по-видимому, исполнено быстро, без достаточных наслоений светлых красок, и потому, когда белила потеряли свою кроющую силу, картина предстала в ее современ­ном виде.

Этюд к портрету папы Иннокентия X очень характерен для той манеры живописи Веласкеза, в которой прозрачные лесси­ровки чередуются с корпусной краской. Другие же этюды к портрету короля Филиппа IV и графа Оливареса являются хо­рошими образцами письма Веласкеза молодых лиц. Здесь нет мазков кисти, но — изумительная тушевка тела, достигнутая живописью по очень темному грунту, который не повредил живо­писи лица благодаря достаточной насыщенности тела белилами и светлыми красками. Но фон портретов стоит черной стеной; в нем нет ни воздуха, ни пространства, тогда как позади голов Рембрандта всегда чувствуется пространство, хотя бы и погру­женное во мрак. В данном случае особенно наглядно выступают преимущества приемов живописи Рембрандта над теми же Ве­ласкеза.

Пострадавшая картина Веласкеза в Британском музее об­наружила прочное сцепление живописи с грунтом: удар ножа по картине прорезал холст, но краска и грунт нигде при этом не осыпались.

Мурильо хорошо пользовался цветом темно-коричневого грун­та, и в его произведениях нет черноты, но много глубины и часто теплоты.