logo
Kiplik_2002

Прочность фрески

Столетия, пережитые многочисленными произведениями фрес­ковой живописи, исполненной различными ее техниками, доста­точно убедительно говорят о прочности этого рода живописи. На юге в сухом климате фрески сохранились хорошо даже на наружных стенах зданий; в северных же и средних странах на открытом воздухе фрески сохранились плохо или вовсе погибли. Лучше всего сохранились фрески с твердой блестящей поверх­ностью, исполненные в период времени от Джотто до Мантеньи; фрески же с матовой поверхностью более позднего времени, значительно уступающие в твердости первым, сохранились хуже, так как корочка углекислой извести, фиксирующая их живопись, недостаточно тверда и может быть легко разрушена ногтем пальца.

Атмосферные осадки, как видим, являются опаснейшим вра­гом фресок. Вода, проникая в штукатурку и подвергаясь замер­занию, разрушает мало-помалу слои ее; кроме того, она всегда содержит в своем составе углекислоту137, присутствие которой в воде способствует растворению извести; дождевая вода, таким образом, мало-помалу смывает фрески.

Другим разрушителем фресок является воздух больших горо­дов. При сгорании каменного угля в атмосферных осадках мест­ности, изобилующей фабриками, образуется всегда некоторое количество серной кислоты, которая, действуя на известь фрески, переводит ее из углекислой в сернокислую, т. е. в гипс. Это химическое видоизменение извести сопровождается увеличением объема последней, вследствие чего в конечном результате полу­чается растрескивание и распадение слоя штукатурки138.

В закрытых сухих помещениях фрески обеспечены от дей­ствия названных выше факторов разрушения, но зато здесь им угрожает запыление и при некоторых условиях копоть. Пыль и копоть, попадая в поры, прочно оседают в них, и извлечь их от­туда нелегко. От действия копоти особенно пострадал «Страш­ный суд» Микеланджело, — копоть закрывает картину как бы флёром. Закопченная живопись промывается метиловым, а так­же нашатырным спиртом. Для защиты от пыли и копоти фрески покрываются раствором воска в скипидаре, а также парафина в бензине. Разумеется, фресковая живопись при этом значительно изменяется в тоне, но зато прочность ее значительно увеличи­вается.

В позднейшее время предложен способ укрепления фреско­вой живописи с помощью пропитывания ее жидким раствори­мым стеклом, которое не только укрепляет слой живописи, но и самую штукатурку. Для этой цели лучше всего может служить калиевое растворимое стекло, причем фреска, обработанная этим стеклом, должна через известный промежуток времени хорошо быть промыта водой.

Все сказанное о прочности фресковой живописи характе­ризует вместе с тем и ее недостатки. Безусловными и притом крупными ее недостатками являются легкость запыления фрес­ковой поверхности, трудность ее очистки и, наконец, неустой­чивость фрески на наружных стенах зданий.

К недостаткам фресковой живописи нужно отнести и труд­ность работы ею сравнительно с другими техниками живописи, даже при использовании всех современных живописных мате­риалов, так как этот способ живописи требует тотчас же заканчивать начатую живопись, т. е. выполнять живописное произведение с полной законченностью по частям, при большой трудности исправления неудачных мест.

Наряду с описанными недостатками фресковой живописи имеется у нее и ряд несомненных достоинств, из которых на первом месте стоит ее своеобразный легкий и красивый тон.

Связующее вещество ее красок, будучи минерального про­исхождения, обладает в закрытых помещениях большой проч­ностью и неизменяемостью, кроме того, не препятствует «ды­ханию» стен. Материалы фрески значительно дешевле, нежели другие способы живописи, наконец, быстрота выполнения фрес­ковых работ является также большим ее достоинством.