logo
Kiplik_2002

Добавления

К ОТДЕЛУ „МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ‟

Ручное производство масляных красок требует весьма не­сложного оборудования. Оно ограничивается хорошей каменной или стеклянной плитой средних размеров, таковым же курантом и роговым шпателем.

Воск играет большую роль в современной масляной живопи­си. О целесообразности его вхождения в связующее вещество масляных красок имеются различные мнения, причем технологи, подходящие чисто теоретически к разрешению этого вопроса, расходятся во взглядах с художниками-практиками. По мнению первых, воск, вводимый в масло, вообще ослабляет его связую­щую силу, тем более при значительном его количестве, и умень­шает прочность масляной живописи. Практики же находят, что ослабление связующей силы масла при добавке к нему воска не так уж велико, чтобы живопись, исполняемая на масле, содержащем воск, могла лишиться права на долговечность. Тем бо­лее, что воск при рациональном введении его в масло вполне га­рантирует масляную краску от появления в ней трещин, ибо сам он с течением времени, будучи веществом, химически мало­активным, не становится ни хрупким, ни ломким и по прошествии тысячелетий не изменяет, как известно, своего состава. Работая в продолжение многих лет над воском и его применением в жи­вописи вообще, автор этой книги вполне разделяет взгляды на воск практиков и считает, что теоретикам надлежит пересмот­реть все то, что дало им повод относиться к воску и его приме­нению в масляной живописи отрицательно или же с некоторым предубеждением, и что пастозность красок, нравящаяся совре­менным художникам, достигается легче всего и безопаснее с помощью пчелиного воска.

При продолжительном хранении масляных красок тяжелые краски (киноварь, капут-мортуум и другие) и легкие (кобальт и ультрамарин) выделяют из себя масло и становятся, таким образом, неприменимыми в дело.

При долгом же хранении масляных красок без употребления они претерпевают и другого рода изменения. Одни из них силь­но сгущаются, другие принимают студенистый или резинообраз­ный вид, третьи обращаются в совершенно твердую массу. В таком состоянии краски становятся мало или совершенно непригодными к делу.

Все названные изменения, происходящие с красками, объяс­няются различным взаимодействием, происходящим между свя­зующим веществом краски и самой краской. Тертые на льня­ном масле, английская красная, жженые охры, капут-мортуум, сурик, ультрамарин и зеленый кобальт в короткое время твер­деют в тюбиках. Художникам известно также, что твердеют киноварь и кадмий; крапп-лаки и вообще лаки принимают резинообразный, или студенистый вид. Особенно часто наблю­даются подобные изменения в красках в том случае, когда ве­щество краски состоит из активных металлических окислов, действующих на масло, каковы: глет, сурик, массикот, даже цинковая окись, т. е. цинковые белила57. Но чаще всего затвер­девание красок наблюдается в том случае, если краски были терты на окислившихся маслах.