I группа известковые краски
Все краски этой группы принадлежат к соединениям кальция. Им присущи белый цвет и безусловная светоустойчивость. На масле они неприменимы, не ядовиты, отличаются дешевизной.
Известь
Добывается обжигом различных минеральных пород, носящих название известняков, в специально оборудованных для этой цели печах, из которых получается в виде так называемой жженой, или негашеной извести, химический состав которой — безводная окись кальция. Будучи погружена в воду или облита водой, она гасится, т. е. поглощает воду, кипя, распадаясь и обращаясь в тесто — кипелку, — водную окись кальция, имеющую щелочные свойства, подобно жженой извести. Гашеная известь, разведенная большим количеством воды, образует известковое молоко. Вода растворяет небольшое количество извести, образуя прозрачный и бесцветный раствор, называемый известковой водой.
Гашеная известь обладает цементирующими свойствами и потому имела и имеет широкое применение в архитектуре для связи кирпича и приготовления штукатурки, а также для побелки зданий в качестве краски. Кроме того, она находит применение во фреске и в казеиново-известковой живописи, причем в обоих способах вследствие своих едких свойств требует особого подбора красок.
Распознавание. Жженая и гашеная извести имеют щелочные свойства, изменяющие цвет красной лакмусовой бумаги в синий.
Хороших сортов известь не содержит окислов железа и магнезиальных солей. Хорошо обожженная известь с достаточным количеством воды бурно гасится, развивая высокую температуру, кипит и рассыпается в тесто белого цвета без всяких крупинок. Плохо обожженная известь гасится очень продолжительное время, пережженная же не гасится вовсе.
Мел
Мел принадлежит к очень распространенным в природе веществам минерального происхождения и потому общеизвестен. Он получается, кроме того, и искусственным путем. Химический состав его — углекислый кальций.
Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция. Побочными натуральными примесями, находящимися в составе мела, являются: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его состава. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа — в желтоватый.
В продаже мел находится в кусках и порошке различных чистоты и цвета, а потому и различных качеств. Натуральный продукт подвергается перемалыванию, просеиванию и отмучиванию, которые производятся в специальных аппаратах. Полученный таким образом мел носит название «плавленого».
Искусственный продукт получается осаждением растворов извести углекислым газом. Мел этот состоит из чистого углекислого кальция, в котором на 100 вес. ч. продукта приходится 56 вес. ч. окиси кальция и 44 вес. ч. углекислого газа. Он обладает безукоризненным белым цветом, чрезвычайно тонок и хорошо кроет, но цена его значительно выше натурального продукта.
Мел абсолютно светопостоянен и может быть смешиваем со всеми красками. В водяной живописи он хорошо кроет, на масле же теряет свой белый цвет сохнет медленно и задерживает высыхание смешанных с ним красок.
Мел находит большое применение в клеевой живописи и окраске, во фреске, казеиново-известковой живописи и силикатной. В пастели он играет роль белил и до известной степени связующего вещества пастельных карандашей. В дешевых сортах красок-лаков служит в качестве белого основания. Наконец, с давних пор применяется при выполнении клеевых грунтов на холсте и дереве. Им пользуются для подмеси красок и пр.
Имеющиеся в продаже цветные мелки часто совершенно не содержат в своем составе мела. Так, черный мел состоит из глинистого шифера, окрашенного углеродом; красный мел представляет глинозем, окрашенный окисью железа, и т. д.
Мел — одна из наиболее древних красок. Он служил белилами и первобытному живописцу и Апеллесу.
Распознавание. В воде мел растворяется в весьма незначительном количестве (1 л дистиллированной воды растворяет всего 0,036 г мела). В разведенной соляной, азотной и уксусной кислотах мел растворяется с шипением, без остатка.
Менее чистые сорта мела могут окрашивать раствор в желтый цвет (окиси железа) и дают больший или меньший остаток.
Разведенная серная кислота разлагает мел с шипением, образуя белый осадок, который есть не что иное, как гипс. В щелочах мел не растворяется. При сильном накаливании теряет углекислый газ, превращаясь в окись кальция, т. е. жженую известь.
Гипс
Подобно мелу, гипс в изобилии находится в природе. Химический состав его — сернокислый кальций.
Различаются два главных вида гипса, имеющих применение на практике. Первый из них, так называемый нежженый (водный) гипс, содержащий в своем составе химически связанную воду, находит применение в живописи, но не в виде краски, а лишь материала для приготовления грунтов. Второй вид гипса, называемый жженым, представляет слабо прокаленный водный гипс при температуре не выше 180° Ц. В таком виде гипс на 3/4 лишается своей воды и становится способным при смешении с водой обращаться в твердую массу, приобретая, таким образом, цементирующие свойства, и потому находит применение в архитектуре и скульптуре для отливки статуй и пр. Гипс, обожженный при более высокой температуре (250—280°), теряет всю свою воду, а вместе с тем и способность твердеть в смешении с водой.
Гипс лишен кроющей способности и потому не может служить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, особенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше противостоят изменениям влажности воздуха и его температуры. Подобно мелу, гипс служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски, причем и в том и в другом случаях предпочитается мелу. Даже подмесь 20% гипса к краске мало изменяет ее тон. Таковые подмеси практикуются с ультрамарином, английской красной, хромом и т. п. Фальсифицированные таким образом краски весьма мало пригодны во фресковой живописи, где они препятствуют нормальному образованию углекислой корки извести, следствием чего является недостаточное закрепление их. Кроме того, они влияют и на глубину тона краски. В силикатной живописи краски с подмесью гипса также неприменимы.
Распознавание. Гипс растворим в воде (около 2 г на 1 л). Легко растворяется в разведенной соляной кислоте при нагревании, но без шипения.
- Д.И. Киплик
- Красочные материалы живописи
- Оглавление
- Введение
- Общие сведения о красках
- Минеральные краски
- I группа известковые краски
- II группа железные краски
- Краски натурального происхождения
- Краски искусственного происхождения
- III группа свинцовые краски
- Хромовосвинцовые соединения Хромы желтые, оранжевые и красные
- IV группа ртутные краски
- Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
- V группа баритовые краски
- Баритовая желтая
- VI группа медные краски
- Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. Д.
- Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
- Vert - de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
- Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
- VII группа кобальтовые краски
- Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
- VIII группа ультрамариновые краски
- Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
- IX группа кадмиевые краски
- X группа цинковые краски
- Желтая цинковая
- XI группа хромовые зеленые краски
- Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
- Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
- XII группа краски различного минерального происхождения
- XIII группа составные краски
- Органические краски натуральные краски органического происхождения
- Краски растительного и животного происхождения
- Растительные лаки различных цветов
- Битуминозные вещества
- Угольные краски
- Искусственные органические краски
- Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.
- Прочные и непрочные смешения красок
- 1) Краски, наиболее устойчивые в смесях
- 2) Краски достаточной устойчивости
- 3) Краски малостойкие и нестойкие
- Непрочные смешения красок
- Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение
- Состав акварели
- Красочный материал акварели
- Бумага для акварели
- Живопись акварелью
- Материалы акварельной живописи
- Сохранение произведений акварели
- Клеевая живопись и темпера клеевая живопись
- Темпера
- Старинная темпера
- Современная темпера
- Состав современной темперы
- Приготовление красок
- Живопись современной темперой
- Клей и другие материалы акварели и темперы
- Материалы рисунка
- Velourssauce.
- Закрепление рисунков
- Пастель
- Состав пастели
- Закрепление пастели
- Методы работы пастелью
- Прочность пастели
- Новые виды пастели
- Масляная живопись масла введение
- Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
- Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания
- Добавления
- Очистка, отбелка и сгущение жирных масел
- Сгущенные масла
- Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок
- Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок
- Разжижители масла и масляных красок
- Добавления
- Масляные краски
- Добавления
- Добавления
- Добавления
- Палитра красок масляной живописи
- Трещины в слоях масляной живописи
- Вжухлость масляных красок и средства против нее
- Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
- Различные методы масляной живописи
- Живопись «алла прима» (alla prima)
- Многослойная живопись
- Подмалевок
- Лессировки
- Исправления
- Смолы и лаки смолы
- Твердые смолы
- Смолы средней твердости
- Бальзамы
- Воск, парафин и церезин
- Растворители смол
- Лаки для ретуши
- Лаки для живописи
- Картинные лаки
- Масляно — лаковые и другие краски
- Веймарские краски
- Матовые масляные краски
- Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа
- Краски вибера
- Прочность масляной живописи
- Материалы для грунта и их грунтовка материалы для грунта металлы
- Линолеум
- Клей животного происхождения
- Средства, служащие для закрепления животного клея
- Клей растительного происхождения
- Добавления
- Различные методы пользования клеевыми грунтами
- Цвет грунта
- Палитры, кисти и пр. Палитры
- Шпатели и скребки
- Куранты и плита для растирания красок
- Техника живописи старых мастеров введение
- Поступательный ход развития техники живописи живопись древних времен
- Средние века и ренессанс
- Материалы живописи материалы живописи и их грунтовка
- Грунты на дереве и холсте
- Красочный материал
- Живопись темпера
- Смешанный способ живописи
- Фламандский метод живописи масляными красками
- Итальянская манера масляной живописи
- Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
- Долговечность старинной живописи
- Техника живо писи различных мастеров леонардо да винчи
- Джорджоне и тициан
- Рафаэль
- Корреджио
- Тинторетто
- П. Веронез
- Ван-дик
- Рембрандт
- Веласкез и мурильо
- Франс гальс
- Греко (доменико теотокопули)
- Монументальная живопись введение
- Здание и его строительные материалы строительные материалы
- Строевой кирпич
- Алебастр (гипс)
- Известь
- Растворы
- Живопись масляная живопись
- Стены и их подготовка
- Живопись
- Клеевая живопись
- Темпера
- Яичная желтковая темпера
- Темпера на цельном яйце
- Яичная темпера с искусственной эмульсией
- Казеиновая темпера
- Подготовка стен
- Фресковая живопись краткий исторический обзор
- Итальянская фреска
- Терминология фрески
- Подготовка стен
- Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
- Ретушь фрески
- Прочность фрески
- Византийская и русская фресковая живопись
- Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
- Казеиново-известковая живопись
- Силикатная и восковая живопись силикатная живопись
- Растворимое стекло
- Стереохромия
- Минеральная живопись
- Восковая живопись
- Технология пчелиного воска
- Техника восковой живописи
- Выбор техники стенной живописи
- Иллюстрации