logo
Kiplik_2002

I группа известковые краски

Все краски этой группы принадлежат к соединениям каль­ция. Им присущи белый цвет и безусловная светоустойчивость. На масле они неприменимы, не ядовиты, отличаются дешевиз­ной.

Известь

Добывается обжигом различных минеральных пород, нося­щих название известняков, в специально оборудованных для этой цели печах, из которых получается в виде так называемой жже­ной, или негашеной извести, химический состав которой — без­водная окись кальция. Будучи погружена в воду или облита водой, она гасится, т. е. поглощает воду, кипя, распадаясь и об­ращаясь в тесто — кипелку, — водную окись кальция, имею­щую щелочные свойства, подобно жженой извести. Гашеная из­весть, разведенная большим количеством воды, образует извест­ковое молоко. Вода растворяет небольшое количество извести, образуя прозрачный и бесцветный раствор, называемый извест­ковой водой.

Гашеная известь обладает цементирующими свойствами и по­тому имела и имеет широкое применение в архитектуре для связи кирпича и приготовления штукатурки, а также для побелки зда­ний в качестве краски. Кроме того, она находит применение во фреске и в казеиново-известковой живописи, причем в обоих спо­собах вследствие своих едких свойств требует особого подбора красок.

Распознавание. Жженая и гашеная извести имеют ще­лочные свойства, изменяющие цвет красной лакмусовой бумаги в синий.

Хороших сортов известь не содержит окислов железа и маг­незиальных солей. Хорошо обожженная известь с достаточным количеством воды бурно гасится, развивая высокую температу­ру, кипит и рассыпается в тесто белого цвета без всяких крупи­нок. Плохо обожженная известь гасится очень продолжительное время, пережженная же не гасится вовсе.

Мел

Мел принадлежит к очень распространенным в природе веще­ствам минерального происхождения и потому общеизвестен. Он получается, кроме того, и искусственным путем. Химический со­став его — углекислый кальций.

Мел натурального происхождения часто имеет серовато-жел­тый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта ме­ла (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция. Побочными на­туральными примесями, находящимися в составе мела, являют­ся: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его со­става. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа — в желтоватый.

В продаже мел находится в кусках и порошке различных чистоты и цвета, а потому и различных качеств. Натуральный продукт подвергается перемалыванию, просеиванию и отмучива­нию, которые производятся в специальных аппаратах. Получен­ный таким образом мел носит название «плавленого».

Искусственный продукт получается осаждением растворов извести углекислым газом. Мел этот состоит из чистого углекис­лого кальция, в котором на 100 вес. ч. продукта приходится 56 вес. ч. окиси кальция и 44 вес. ч. углекислого газа. Он обла­дает безукоризненным белым цветом, чрезвычайно тонок и хоро­шо кроет, но цена его значительно выше натурального продукта.

Мел абсолютно светопостоянен и может быть смешиваем со всеми красками. В водяной живописи он хорошо кроет, на масле же теряет свой белый цвет сохнет медленно и задерживает высы­хание смешанных с ним красок.

Мел находит большое применение в клеевой живописи и ок­раске, во фреске, казеиново-известковой живописи и силикатной. В пастели он играет роль белил и до известной степени связую­щего вещества пастельных карандашей. В дешевых сортах кра­сок-лаков служит в качестве белого основания. Наконец, с давних пор применяется при выполнении клеевых грунтов на холсте и дереве. Им пользуются для подмеси красок и пр.

Имеющиеся в продаже цветные мелки часто совершенно не содержат в своем составе мела. Так, черный мел состоит из гли­нистого шифера, окрашенного углеродом; красный мел представ­ляет глинозем, окрашенный окисью железа, и т. д.

Мел — одна из наиболее древних красок. Он служил бели­лами и первобытному живописцу и Апеллесу.

Распознавание. В воде мел растворяется в весьма не­значительном количестве (1 л дистиллированной воды растворя­ет всего 0,036 г мела). В разведенной соляной, азотной и уксус­ной кислотах мел растворяется с шипением, без остатка.

Менее чистые сорта мела могут окрашивать раствор в жел­тый цвет (окиси железа) и дают больший или меньший остаток.

Разведенная серная кислота разлагает мел с шипением, обра­зуя белый осадок, который есть не что иное, как гипс. В щело­чах мел не растворяется. При сильном накаливании теряет угле­кислый газ, превращаясь в окись кальция, т. е. жженую известь.

Гипс

Подобно мелу, гипс в изобилии находится в природе. Хими­ческий состав его — сернокислый кальций.

Различаются два главных вида гипса, имеющих применение на практике. Первый из них, так называемый нежженый (вод­ный) гипс, содержащий в своем составе химически связанную воду, находит применение в живописи, но не в виде краски, а лишь материала для приготовления грунтов. Второй вид гипса, называемый жженым, представляет слабо прокаленный водный гипс при температуре не выше 180° Ц. В таком виде гипс на 3/4 лишается своей воды и становится способным при смешении с водой обращаться в твердую массу, приобретая, таким обра­зом, цементирующие свойства, и потому находит применение в архитектуре и скульптуре для отливки статуй и пр. Гипс, обож­женный при более высокой температуре (250—280°), теряет всю свою воду, а вместе с тем и способность твердеть в смеше­нии с водой.

Гипс лишен кроющей способности и потому не может слу­жить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры. Подобно мелу, гипс служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски, причем и в том и в другом случаях предпочитается мелу. Даже подмесь 20% гипса к краске мало изменяет ее тон. Таковые подмеси практикуются с ультрамари­ном, английской красной, хромом и т. п. Фальсифицированные таким образом краски весьма мало пригодны во фресковой жи­вописи, где они препятствуют нормальному образованию угле­кислой корки извести, следствием чего является недостаточное закрепление их. Кроме того, они влияют и на глубину тона краски. В силикатной живописи краски с подмесью гипса также неприменимы.

Распознавание. Гипс растворим в воде (около 2 г на 1 л). Легко растворяется в разведенной соляной кислоте при на­гревании, но без шипения.