logo
Kiplik_2002

Линолеум

Линолеум состоит из ткани, покрытой толстым слоем смеси из вареного льняного масла и измельченной в муку пробки. Он приготовляется в различных размерах с поверхностью более или менее зернистой и имеет обыкновенно коричневый цвет.

Линолеум предложен для живописи Оствальдом, по мнению которого он является весьма отвечающим делу, так как по свое­му химическому составу близок масляному слою красок, а пото­му и его физические свойства близки последнему своим коэффициентом расширения и пр., что не может не отражаться выгод­но на слое масляных красок.

Полагают, что линолеум очень пригоден для декоративной масляной живописи, если прикреплять его или непосредственно к стене, или же к металлической рамке, вставленной в стену таким образом, чтобы линолеум не прикасался к стене.

Роспись херсонесского храма в Севастополе исполнена И. Кор­зухиным на линолеуме, который прикреплен к стене.

СТЕКЛО

Стекло служит для масляной транспарантной живописи, ко­торою иногда заменяют живопись по стеклу с обжигом. Для означенной цели пользуются толстым зеркальным стеклом, одна из сторон которого делается матовой.

Живопись производится по матовой поверхности стекла ма­сляными красками и именно теми из них, которые имеют боль­шую прозрачность. К краскам примешивают скипидарный лак, а также глютень, которые содействуют лучшему разложению красок на поверхности стекла.

ХОЛСТ

Популярность холста в живописи связана с его сравнитель­ной дешевизною, легкостью и портативностью. Но наряду с эти­ми крупными преимуществами перед другими материалами холст имеет и свои серьезные недостатки: он легко разрываем и об­ратная сторона его доступна действию сырости и газов. Уже давно было замечено, что живопись в старых картинах в местах, прикрытых с обратной стороны деревом подрамника, сохрани­лась несравненно лучше, чем в местах, ничем не защищен­ных.

В результате ряда исследований установлено, что грунтован­ный холст содержит значительное количество воды, около 5% своего веса, но количество это не является постоянным, а из­меняется в зависимости от состояния атмосферы. Ткань холста при изменении степени влажности ее то сжимается, то расши­ряется, находясь, таким образом, в постоянном движении, при котором натяжение и растяжение ниток холста не одинаковы в направлении кромки и основы. Эти постоянные движения ниток холста расшатывают слой грунта и живописи и являются при­чиной образования трещин и осыпания грунта и живописи.

Для грунта пользуются льняной, пеньковой, бумажной и джутовой тканями, из которых лучшими нужно считать льня­ную и пеньковую. Грунтуемая ткань должна быть плотною, с ниткой однородной толщины, лишенной узлов и других неров­ностей. Перед нанесением грунта ткань должна быть промыта и освобождена от аппретуры. Скважность ткани устраняется хорошей грунтовкой.

Старый, истлевший или так или иначе поврежденный холст может быть укреплен другим холстом, подклеенным к нему (что называется «дублировкой» холста), или же живопись может быть переведена на новый холст.

Для защиты живописи с изнанки холста предложен целый ряд средств.

  1. Грунтованный холст до живописи пропитывается 5%-ным раствором сулемы или таннина в денатурированном спирте, наносимом кистью на холст (один раз). Оба средства делают клей грунта нерастворимым и предохраняют изнанку холста от плесени и микроорганизмов. По высыхании спирта изнанку холста покрывают свинцовыми белилами, размешанными с крахмальным клейстером.

  2. Изнанка холста пропитывается раствором коллодиума с парафином.

  3. К изнанке холста подклеивается листовое олово («ста­ниоль», или «фольга») с помощью густого раствора шеллака в спирту. Для лучшего действия станиоль накладывается двойным слоем.

  4. Холст наклеивается на металлические доски — латунные и медные — или железные листы из оцинкованного железа и жести раствором шеллака в спирту или янтарным масляным лаком.

  5. Изнанка холста обрабатывается 4%-ным раствором формалина, который делает животный клей в воде нераствори­мым.

  6. Изнанка холста покрывается клейстером с венецианским терпентином.

  7. Петтенкофер для той же цели рекомендует копайский бальзам и вареное масло69.

Помимо названных мер, некоторые исследователи находят необходимым, чтобы масляная живопись по окончании процесса ее первого высыхания (через 3 — 5 лет) ставилась под стекло, так как только при этих условиях она может быть обеспечена от вредного действия воздуха, сырости, пыли и механических воздействий.