logo
Kiplik_2002

Терминология фрески

Слову «фреска» давно уже придается более широкое значе­ние, чем оно имело в давно прошедшие времена. Как на Запа­де, так и в России под именем фрески часто теперь подразуме­вают вообще стенную декоративную живопись, независимо от того, какой техникой она выполнена, будь то масляная живо­пись, клеевая, темпера и пр. Право на это название между тем принадлежит лишь специальному роду техники живописи. Этим термином у нас часто злоупотребляют и специалисты: живописцы, искусствоведы и археологи.

Слово «фреска» произошло от итальянского «fresco» («фреско»), что значит «свежий». Итальянская эпоха Ренессанса имено­вала живопись, исполненную по свежей штукатурке, сокращен­ным термином: «a fresco» или «affresco»129. Чтобы сказать: «писать по свежей штукатурке», итальянцы говорили: «dipingere a fresco», что в буквальном переводе значит: «писать по свежему». У нас же обычно говорят и пишут: «живопись аль фреско»130, «писать аль фреско», что в переводе имеет совер­шенно другой смысл и значит: «живопись на свежем воздухе», «писать на свежем воздухе, на холодке».

Живопись, исполненная исключительно по свежей штука­турке, называлась также у итальянцев «buon fresco» («буон фреско»), т. е. истинная фреска, чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название «fresco a secco» («фреско а секко») или просто «фреско секко», в кото­ром краски также связываются в живописи с известью, но на­носятся на известковую уже выстоявшуюся штукатурку, кото­рая перед началом работы только смачивается водой. Наконец под именем «pittura uso affresco», что в переводе значит «жи­вопись по методу фрески», подразумевался смешанный способ живописи, состоящий из соединения фресковой живописи с тем­перой.

Такова подлинная старинная итальянская терминология, ко­торая имеет для нас в настоящее время лишь историческое зна­чение. Разновидности так называемой фресковой живописи, в которой связующим веществом является известь, следовало бы назвать просто «известковой живописью», подобно тому, как живопись, в которой краски вяжутся маслом, называется ма­сляной живописью, где ту же роль играет клей, — клеевой жи­вописью и т. д.