logo
Kiplik_2002

Цвет грунта

Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, т. е. давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.

Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полу­прозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которо­му при желании различными способами можно легко придать любой оттенок. При умении использовать цвет грунта его мож­но выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом др. тонах, в зависимости от живописной задачи. Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отно­шению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нем лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие вся­кого цвета грунта на тон живописи. Работая на цветных грун­тах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечива­ния, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать силь­нее, чем в свеженаписанной картине.

Цвет грунта в живописи имеет и иное значение, подобное ка­мертону в музыке. Так, на сером грунте легче выдержать живо­пись в серых тонах, на красном и вообще теплом грунте — в горячих тонах, на темном грунте — и темных тонах и т. д.