logo
Kiplik_2002

VIII группа ультрамариновые краски

Эту группу красок составляют все разновидности натураль­ного и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу.

Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено. Полагают, что оно является серой, которая нахо­дится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.

Анализы натурального ультрамарина, лучшего представите­ля этой группы, дали следующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести — 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., угле­кислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному.

Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зеленый и фиолетовый цвета.

Ультрамариновые краски имеют следующие свойства:

  1. светоустойчивость,

  2. неядовитость,

  3. стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам,

  4. способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни».

Сущность этой «болезни» заключается в следующем: уль­трамариновые краски, содержащие в своем составе значитель­ное количество глинозема, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать ее в себе.

Влага эта нарушает мало-помалу строение (омогенность) масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородно­сти, а, следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, ра­зумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном слу­чае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, за­висящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило рань­ше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая. Действительно, помутнев­шие таким образом краски восстанавливают свой прежний вид при действии на них копайского бальзама и паров спирта — средство, предложенное Петтенкофером.

Описанный недостаток присущ и зеленой земле, равно как и другим краскам, богатым содержанием глины. Помутнения и из­менения в тоне у последних, однако, не так заметны, как на ярком цвете ультрамарина, и само образование их не так воз­можно, так как они содержат большее, нежели ультрамарин, количество связующего вещества, противостоящего действию влаги.

Ультрамариновые краски применяются во всех способах живописи, но при росписи внешних стен зданий больших горо­дов не должны иметь применения, так как в атмосферных осадках местностей, где происходит сжигание больших коли­честв каменного угля, содержится сернистая кислота, мало-по­малу обесцвечивающая эти краски.

Натуральный ультрамарин

Ляпис-лазурь. Outremer lapis. Lasursteinblau. Ultramarine genuine.

Минерал лазуревый камень привозился в Европу из Китая, Тибета и Бухары морем. Залежи его находятся и теперь в Си­бири, Бухаре, Китае, Тибете и Южной Америке.

Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться, как крас­кой не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке, в ре­зультате которой из 100 ч. камня получается всего лишь 2—3 ч. чистой краски и большое количество менее чистой, носящей на­звание в торговле «ультрамариновой золы».

Натуральный ультрамарин появился в живописи не ранее XV в., был редок и продавался по весьма высокой цене. Нату­ральный ультрамарин превосходит по своим качествам искус­ственный, но и в настоящее время остается очень дорогой крас­кой, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.

Искусственный ультрамарин

Ультрамарин Гимэ. Outremer, bleu de Paris. Ultramarinblau. French blue, Guimets blue.

Высокая цена краски, получаемой из ляпис-лазури, давно уже побуждала технику к изысканию и открытию новых спосо­бов производства синих красок, которые могли бы удовлетво­рить насущную потребность в них. В 1827 г. Гимэ открыл ультрамарин, а через год обнародовал найденный им способ приготовления искусственного ультрамарина Гмелин; с этого времени техническое добывание краски быстро сделалось широ­кой отраслью промышленности.

Со времени открытия искусственного ультрамарина было предложено много способов и рецептов для приготовления его. Материалами в обыкновенном заводском способе приготовления его служат: каолин, глауберова соль, сода, сера и уголь. Смесь, составленную из них в различных пропорциях (например, 100 ч. каолина, 105 ч. глауберовой соли, 23 ч. угля, 16 ч. соды и 20 ч. серы), помещают в тигли и обжигают без притока воз­духа в печах до светло-красного каления. Полученная таким образом красивого зеленого цвета масса после надлежащей очистки и просушки сама по себе служит зеленой краской, иду­щей в торговле под названием зеленого ультрамарина. При желании получить синюю краску зеленый ультрамарин снова подвергается прокалке с примесью нового количества серы (8%) при доступе воздуха. Что касается пропорций назван­ных выше материалов, входящих в состав смеси, подвергаю­щейся прокалке, изменения состава смеси могут быть допуще­ны в самых широких пределах, что, конечно, отражается на качествах продукта и обуславливает выход различных оттенков краски.

Чтобы получить светлые тона ультрамарина, его смешивают иногда с гипсом, мелом и белой глиной. Для придачи глубины тона в подмешанный таким образом ультрамарин вводят в не­большом количестве глицерин или сахарный сироп. Все назван­ные подмеси нужно отнести к фальсификации краски. Хоро­ший ультрамарин не должен также содержать в себе свобод­ного сернистого натра, остающегося иногда от фабрикации.

Искусственный ультрамарин принадлежит к недорогим краскам, очень близок по цвету, составу и качествам нату­ральному ультрамарину, который может заменять с успехом; во всех техниках живописи применим, не исключая силикатной живописи и фрески, хотя при долгом общении с гашеной из­вестью изменяет свой тон. На масле сохнет хорошо и берет его до 50%.

Зеленый ультрамарин