X группа цинковые краски
Представители этой небольшой группы красок, состоящие из соединений цинка, во всех отношениях, за исключением общего происхождения от цинка, имеют различные индивидуальные свойства.
Цинковые белила
Blanc de zinc. Zinkweiss, Chinesischweiss, chneeweiss. Zinc white, flowers of zinc.
Вследствие ядовитости свинцовых белил попытки делать белые краски из других материалов предпринимались давно. Так, уже в 1780 г. Куртуа приготовил белила из цинка. Краска Куртуа была очень дорога, не имела успеха и скоро была забыта. Лишь в 1840 г. удалось получить из цинка дешевую неядовитую краску, которая могла конкурировать со свинцовыми белилами во всех отношениях; после этого производство цинковых белил сразу встало на твердую почву. Русские художники времен Боровиковского, Левицкого, Брюллова и Ал. Иванова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской.
Цинковые белила есть окись цинка; удельный вес их — 5,6. 100 ч. цинковой окиси содержат 80,34% цинка и 19,66% кислорода.
Цинковые белила получаются сухим и мокрым способами, причем первый из них состоит в следующем: металлический цинк накаливается в особых приборах до обращения его в пары, которые в струе воздуха, направленного на них, воспламеняются и образуют порошок окиси цинка. Порошок этот оседает в приемных камерах. В ближайших из них получается окись цинка в смеси с порошком металлического цинка, т. е. серная краска (цинкграу), которая имеет применение в малярном деле; в дальнейших камерах уже имеется чистый продукт. Затем окись цинка прокаливается и подвергается прессованию, что увеличивает кроющую силу краски.
При втором мокром способе в раствор цинкового купороса приливается раствор углекислой соды до тех пор, пока не окончится образование осадка; осадок есть углекислый цинк (идущий иногда в продажу под названием цинковых белил); он промывается, высушивается и подвергается прокалке для удаления углекислого газа, т. е. для обращения в окись цинка.
Чистым цинковым белилам свойственны синеватый оттенок и абсолютная белизна. Белила, имеющиеся в продаже, не всегда наделены этими качествами. Чистота продукта зависит от чистоты материалов, служивших для фабрикации, и самой фабрикации. Если цинк содержал даже малейшие следы железа или кадмия, то белила принимают желтый оттенок. При долгом хранении с доступом воздуха цинковые белила поглощают из него углекислоту и воду (хорошие белила содержат не более 2—3% воды) и переходят частью в углекислый цинк, становятся кристаллическими, теряют свою и без того слабую кроющую силу и требуют больше масла. Измененные таким образом белила исправляются новой прокалкой.
Чтобы предохранить цинковые белила (сухие) от порчи, их следует держать в каком-либо сосуде без доступа воздуха, например, в бутылке с пробкой, причем она должна быть наполнена белилами доверху.
К положительным свойствам цинковых белил относятся: 1) малая ядовитость, 2) неизменяемость от сероводорода и других сернистых соединений, 3) полная устойчивость по отношению к свету, 4) пригодность во всех почти способах живописи и 5) способность со всеми прочными красками давать прочные смеси.
Отрицательные свойства составляют: 1) слабая способность крыть, 2) склонность к растрескиванию, 3) плохое высыхание на масле, задерживающее высыхание других красок, 4) способность придавать живописи и грунту на масле большую хрупкость, наклонность давать трещины и быть причиной осыпания их и 5) способность поглощать большое количество масла (на 100 ч. краски — 20—30% масла).
Хрупкость и способность давать трещины у цинковых белил так велика, что картины, писанные с цинковыми белилами, не должны быть свертываемы. Даже натяжение и ослабление холста под влиянием перемены влажности воздуха также отражается на прочности слоя живописи, исполненной с цинковыми белилами.
Цинковые белила в виде масляной краски на открытом воздухе очень мало устойчивы, так как дождь, сырость и углекислый газ, действуя на красочный слой химически и механически, быстро его разрушают.
Плохое высыхание цинковых белил на масле заставляет вводить в него марганцовые и другие сиккативы или же пользоваться смесью различных масел, например, макового с льняным.
Величина зерна цинковых белил приближается к 0,001 мм; вот почему цинковые белила, взятые в одинаковом количестве со свинцовыми, кроют в три раза лучше свинцовых, но последние превосходят цинковые белила своим коэффициентом преломления. Подмесь мела к цинковым белилам в известном количестве не ослабляет их кроющей силы, хотя мел с маслом не кроет вовсе. Объяснение этого явления заключается в различии коэффициентов светопреломления у мела и цинковой окиси.
Теряют ли цинковые белила с течением времени часть своей покрывающей силы на масле подобно свинцовым? Во всяком случае, цинковые белила с окислившимися маслами образуют «цинковое мыло», вследствие чего становятся более прозрачными.
Для увеличения слабой кровельной силы цинковых белил предлагается прибавлять к ним в различных пропорциях свинцовые белила (2 ч. цинковых и 1 ч. свинцовых). Такого состава белила в наше время очень популярны.
Распознавание. Цинковые белила реже фальсифицируются, нежели свинцовые. Подлинность их узнается по следующим признакам:
чистые цинковые белила при накаливании (на фарфоре) принимают лимонный оттенок, который исчезает по охлаждении;
разведенные кислоты (соляная, азотная, серная и уксусная) растворяют белила при обыкновенной температуре без шипения (старые белила шипят, выделяя углекислоту), образуя светлый раствор без всякого осадка;
некрепкие растворы едкого натра, кали и аммиака растворяют цинковые белила при нагревании без остатка, образуя бесцветную жидкость.
Лучшей пробой является проба белил, разведенных серной кислотой, так как цинковые белила — единственная белая краска, которая растворяется в ней без шипения и без остатка.
- Д.И. Киплик
- Красочные материалы живописи
- Оглавление
- Введение
- Общие сведения о красках
- Минеральные краски
- I группа известковые краски
- II группа железные краски
- Краски натурального происхождения
- Краски искусственного происхождения
- III группа свинцовые краски
- Хромовосвинцовые соединения Хромы желтые, оранжевые и красные
- IV группа ртутные краски
- Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
- V группа баритовые краски
- Баритовая желтая
- VI группа медные краски
- Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. Д.
- Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
- Vert - de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
- Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
- VII группа кобальтовые краски
- Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
- VIII группа ультрамариновые краски
- Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
- IX группа кадмиевые краски
- X группа цинковые краски
- Желтая цинковая
- XI группа хромовые зеленые краски
- Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
- Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
- XII группа краски различного минерального происхождения
- XIII группа составные краски
- Органические краски натуральные краски органического происхождения
- Краски растительного и животного происхождения
- Растительные лаки различных цветов
- Битуминозные вещества
- Угольные краски
- Искусственные органические краски
- Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.
- Прочные и непрочные смешения красок
- 1) Краски, наиболее устойчивые в смесях
- 2) Краски достаточной устойчивости
- 3) Краски малостойкие и нестойкие
- Непрочные смешения красок
- Акварель, темпера, пастель и рисунок акварель введение
- Состав акварели
- Красочный материал акварели
- Бумага для акварели
- Живопись акварелью
- Материалы акварельной живописи
- Сохранение произведений акварели
- Клеевая живопись и темпера клеевая живопись
- Темпера
- Старинная темпера
- Современная темпера
- Состав современной темперы
- Приготовление красок
- Живопись современной темперой
- Клей и другие материалы акварели и темперы
- Материалы рисунка
- Velourssauce.
- Закрепление рисунков
- Пастель
- Состав пастели
- Закрепление пастели
- Методы работы пастелью
- Прочность пастели
- Новые виды пастели
- Масляная живопись масла введение
- Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
- Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания
- Добавления
- Очистка, отбелка и сгущение жирных масел
- Сгущенные масла
- Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок
- Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок
- Разжижители масла и масляных красок
- Добавления
- Масляные краски
- Добавления
- Добавления
- Добавления
- Палитра красок масляной живописи
- Трещины в слоях масляной живописи
- Вжухлость масляных красок и средства против нее
- Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
- Различные методы масляной живописи
- Живопись «алла прима» (alla prima)
- Многослойная живопись
- Подмалевок
- Лессировки
- Исправления
- Смолы и лаки смолы
- Твердые смолы
- Смолы средней твердости
- Бальзамы
- Воск, парафин и церезин
- Растворители смол
- Лаки для ретуши
- Лаки для живописи
- Картинные лаки
- Масляно — лаковые и другие краски
- Веймарские краски
- Матовые масляные краски
- Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа
- Краски вибера
- Прочность масляной живописи
- Материалы для грунта и их грунтовка материалы для грунта металлы
- Линолеум
- Клей животного происхождения
- Средства, служащие для закрепления животного клея
- Клей растительного происхождения
- Добавления
- Различные методы пользования клеевыми грунтами
- Цвет грунта
- Палитры, кисти и пр. Палитры
- Шпатели и скребки
- Куранты и плита для растирания красок
- Техника живописи старых мастеров введение
- Поступательный ход развития техники живописи живопись древних времен
- Средние века и ренессанс
- Материалы живописи материалы живописи и их грунтовка
- Грунты на дереве и холсте
- Красочный материал
- Живопись темпера
- Смешанный способ живописи
- Фламандский метод живописи масляными красками
- Итальянская манера масляной живописи
- Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
- Долговечность старинной живописи
- Техника живо писи различных мастеров леонардо да винчи
- Джорджоне и тициан
- Рафаэль
- Корреджио
- Тинторетто
- П. Веронез
- Ван-дик
- Рембрандт
- Веласкез и мурильо
- Франс гальс
- Греко (доменико теотокопули)
- Монументальная живопись введение
- Здание и его строительные материалы строительные материалы
- Строевой кирпич
- Алебастр (гипс)
- Известь
- Растворы
- Живопись масляная живопись
- Стены и их подготовка
- Живопись
- Клеевая живопись
- Темпера
- Яичная желтковая темпера
- Темпера на цельном яйце
- Яичная темпера с искусственной эмульсией
- Казеиновая темпера
- Подготовка стен
- Фресковая живопись краткий исторический обзор
- Итальянская фреска
- Терминология фрески
- Подготовка стен
- Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
- Ретушь фрески
- Прочность фрески
- Византийская и русская фресковая живопись
- Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
- Казеиново-известковая живопись
- Силикатная и восковая живопись силикатная живопись
- Растворимое стекло
- Стереохромия
- Минеральная живопись
- Восковая живопись
- Технология пчелиного воска
- Техника восковой живописи
- Выбор техники стенной живописи
- Иллюстрации