logo
Kiplik_2002

Пастель

Пастель по своей сущности не есть живопись, а один из видов рисунка, который выполняется цветными карандашами. Она ведет свое начало от рисования чистым сангином в соеди­нении с черным карандашом, что практиковалось уже в старину и практикуется и поныне.

Джованни Паоло Ломаццо, живший в XVI веке, в своем трактате о живописи описывает этот вид рисования «a pastel­lo»51 и упоминает о таковых же работах Леонардо да Винчи. Великий художник пользовался цветными карандашами, делая наброски (рисунки голов) для своей миланской картины «Тай­ная вечеря». Это не была еще пастель в современном ее понимании, а лишь подкрашенный сангином и другими цветными ка­рандашами черный рисунок. В XVIII веке пастель начинает вырабатываться уже в самостоятельную технику и получает осо­бую популярность во Франции. Если Англия является родиной современной акварели, то Францию нужно считать родиной па­стели, так как первые работы, исполненные этим своеобразным способом живописи, принадлежат французскому художнику Да­ниелю дю Монтье (Monstier), жившему в средине XVII века.

Из числа известных французских пастелистов XVIII века следует назвать: Буше, Наттье, Шардэна, Вивьена, Перроно; более поздних по времени — Грёза, Лиотара, Виже-Лебрен, Кентэн-Латура, Токэ; еще более поздних — Жироде, Прюдона, Делакруа.

Выдающийся итальянский пастелист — Розальба Карриера; к немецким пастелистам раннего времени принадлежат: Рафаэль Менгс, Ситонс, Люндберг.

Краскам пастели присущи матовая бархатистая поверхность и интенсивный чистый цвет, что придает исполненным ими про­изведениям своеобразную красоту и прелесть. Пастель не имеет прозрачных красок, так как краски ее лишены связующего ве­щества, заставляющего просвечивать их. Эффекты прозрачных красок на этом основании не могут иметь места в пастели, и последняя в этом отношении является полной противополож­ностью акварели.