logo
Kiplik_2002

Яичная желтковая темпера

К этому виду темперы относится старинная темпера, связую­щее вещество красок которой состоит из одного желтка в раз­личных комбинациях с фиговым молоком, квасом и т. п., а также и различные варианты ее. Главное назначение ее — станковая живопись.

Техника эта имеет своеобразный характер и приемы, требую­щие от художника особого изучения, и потому обычно находит применение в реставрации старинных икон и церковных роспи­сей, исполненных той же техникой; что же касается до примене­ния ее в современных росписях, то при всем уважении к этому способу живописи, оказавшему столь ценные услуги стан­ковой и монументальной живописи в ее прошлом, нельзя не ска­зать, что в настоящее время она имеет главным образом лишь историческое значение, так как современная живопись распола­гает иными видами темперы, вполне отвечающими запросам современного живописца, более удобными в работе и дающими результаты, не только не уступающие старинной желтковой тем­пере, но даже превосходящие ее. Правда, у «ас желтковой тем­перой и по сие время работают живописцы-палешане (из Пале­ха), усвоившие эту темперу преемственно от иконописцев, рабо­тавших у нас еще в допетровское время, но техника эта не может удовлетворить художника-реалиста.

Прочность живописи, исполненной желтковой и вообще яич­ной темперой на стенах, свидетельствуется самими произведе­ниями, так как многие из них находятся в прекрасном состоя­нии и поныне, несмотря на то, что были написаны сотни лет назад.

Таковы произведения русских, греческих, итальянских и других мастеров, писавших на стенах яичной темперой.