logo search
Kiplik_2002

III группа свинцовые краски

Свинец дает целый ряд красок белого, желтого и красного-цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различ­ных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых.

Входя в том или ином виде в состав каждой из красок группы, он придает им всем своеобразные характерные свойства.

Краскам этой группы присущи: 1) большой удельный вес (одни из наиболее тяжелых красок), 2) корпусность и плот­ность — способность крыть, 3) большая или меньшая ядови­тость, 4) способность чернеть от сернистых соединений (серо­водорода, паров сернистого аммония я пр.), т. е. превращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета, 5) способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.

Способность свинцовых красок чернеть от сернистых соеди­нений представляет крупный недостаток красок этого рода, который не является, однакоже, препятствием к применению их в живописи по следующим основаниям: 1) присутствие сер­нистых соединений в обыкновенном воздухе жилых помещений весьма ограниченно, 2) лак, покрывающий живопись, является прекрасным защитником ее от действия вредных для нее газов и пр., 3) даже сильно зачерненные сероводородом (искусствен­ным путем) свинцовые краски в масляной (свежей) живописи сами собой под влиянием света и воздуха и дальнейшего оки­сления масла легко восстанавливаются в цвете, причем серни­стый свинец в этом случае переходит в сернокислый6 — веще­ство белого цвета. Тот же результат достигается обработкой почерневших красок перекисью водорода. В старой масляной и клеевой живописи, где восстановление почерневших свинцовых красок, предоставленных только действию света и воздуха, силь­но замедляется, регенерация красок перекисью водорода наибо­лее уместна.

Свинцовые белила

Кремницкие, кремсские белила. Blanc de lomb, blanc d'argent. Kremserweiss, Kremnitzerweiss. Flake white, white lead, ceruse.

Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности; о них упоминают Диоскорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуссой». В средние века производством краски занимались главным образом, венецианцы, от которых оно перешло затем к голландцам; позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назы­вался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первен­ство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство на­званной краски.

Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразу­меваются краски, химический состав которых представляет раз­личные водные основные углесвинцовые соли, т. е. варьирует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его окисью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является постоянным, а в раз­личных сортах краски — различно.

Покрывающая способность краски принадлежит водной окиси свинца, количественное содержание которой в краске, однако, не должно превышать известной нормы. Хорошие белила содержат: 86% окиси свинца, 11,3% углекислоты и 2,4% воды (или приблизительно 70% углекислого свинца и 30% водной его окиси). Они носят в продаже название кремс­ских белил. Свинцовые белила — одна из наиболее тяжелых красок: удельный вес ее равняется 6,47.

Лучшим сортом свинцовых белил являются так называемые кремсские белила. Это наиболее дорогой и наиболее чистый продукт, единственно пригодный для живописи. Далее следует целый ряд различных сортов белил, которые уступают по своим качествам кремсским; таковы шифервейс и белила: кремницкие, венецианские (с 50% примеси шпата или барито­вых белил), гамбургские (с 66% примеси), голландские (с 80% примеси) и др.

Производство свинцовых белил ведется главным образом четырьмя способами: голландским (он же венецианский), не­мецким, французским и английским.

При голландском способе листы свинца, изогнутые спи­рально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприка­сается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или корье, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содей­ствии кислорода воздуха основную ускусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец.

Немецкий способ производства свинцовых белил, называе­мый камерным, состоит в том, что тонкие свинцовые листы помещаются в деревянную камеру, через пол которой в нее поступают пары уксусной кислоты, воды и углекислого газа, добываемого сжиганием дерева, каменного угля и пр. В данном случае происходит тот же процесс образования белил, что и при голландском способе.

Белила, полученные вышеописанным способом, промываются водой, чтобы освободить их от свободного свинцового сахара, трутся с водой, высушиваются и обращаются в порошок. Полу­ченные немецким способом белила называются камерными.

По английскому способу свинцовый глет смешивается со свинцовым сахаром в густое тесто, которое затем подвергается действию углекислого газа.

Во Франции при производстве свинцовых белил раствор свинцового сахара осаждается углекислым газом (или содой). Получаемый продукт очень чист, но по своим качествам значи­тельно отличается от описанных выше, так как белила в этом случае плохо кроют. Кроме того, известно получение свинцовых белил посредством электролиза.

Главнейшими примесями при недостаточной очистке белил являются: свинцовый сахар, металлический свинец, мел и мед­ные соединения. В различных сортах свинцовых белил нахо­дится до 10% свинцового сахара. Белила, содержащие медь, имеют красноватый оттенок. Нормальный продукт не должен содержать более 5 % свинцового сахара, 1 % мела и более 0,5 % воды.

Свинцовые белила жадно соединяются с маслом. Будучи растерты с водой и затем смешаны с маслом, они выделяют из себя воду и поглощают масло. Они применяются в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой живописи, во фреско­вой же и силикатной неприменимы, так как от щелочных свя­зующих веществ разлагаются. Идут на приготовление грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами. Количество масла, потребное для приготовления ма­сляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с ма­ковым маслом.

К положительным свойствам белил относятся: 1) прекрас­ный белый цвет, не изменяющийся от действия света; 2) изу­мительная пластичность и способность крыть; 3) способность давать плотный компактный слой, не образующий трещин и не отпадающий от поверхности, на которой лежит (даже при свер­тывании холста, покрытого ими); 4) способность быстро высы­хать с маслом и служить сиккативом для других смешанных с ними красок; 5) устойчивость к атмосферным воздействиям на открытом воздухе, превышающая таковую же всех других бе­лых красок; 6) пригодность почти для всех техник живописи, кроме фрески и силикатной живописи7.

К отрицательным свойствам белил относятся: 1) сильная ядовитость; 2) потеря с течением времени части своей покры­вающей силы, результатом чего происходит просвечивание цвета поверхности, на которой лежит краска; 3) способность чернеть под действием сернистых газов и испарений и обра­щаться в сернистый свинец — вещество черного цвета; 4) на­клонность к желтению в масляной живописи в случае присут­ствия в белилах избытка водной окиси свинца.

Потеря кроющей силы у свинцовых белил, по мнению одних исследователей, объясняется образованием в краске полупрозрач­ного свинцового мыла, происходящим при излишнем содержании в последней водной окиси свинца под влиянием кислот, находя­щихся в связующих краску маслах и лаках. Другие объясняют это влияние потерей свинцовыми белилами химической воды и превращением водной окиси свинца в углекислый свинец, кото­рый лишен кроющих способностей. Так или иначе, но этот недо­статок свинцовых белил отразился в большей или меньшей сте­пени на всех произведениях старых мастеров, особенно на тех из них, которые пользовались темным грунтом, не придерживаясь рациональных методов живописи. Таковы произведения Каравад­жо, Рибейры, Пуссена и многих других.

Правильно учитывая все сказанное выше о свинцовых бели­лах, нельзя не придти к заключению, что белила эти, безусловно, необходимы в масляной живописи, хотя и не в чистом виде, а в смешении, например, с цинковыми или баритовыми белилами, подмесь которых ослабляет недостатки свинцовых белил.

Распознавание. Свинцовые белила в сухом виде в про­даже имеют вид тяжелого порошка, плиток и ступочек. При испытании их следует руководиться следующим:

  1. при накаливании (на фарфоре) белила принимают оран­жевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло-желтый;

  2. при нагревании в пробирном стаканчике белила, содер­жащие большое количество свинцового сахара, чернеют;

  3. разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если по­лучится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокис­лым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинко­вых белил последние также перейдут в раствор;

  4. белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, дол­жны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого кали при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого ба­рия. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обна­ружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводо­рода или сернистого натра получится белый осадок;

  5. раствор сернистого натрия чернит белила.

Массикот

Желтый сурик. Massicot. Bleiglätte, Silberglätte. Kings'yellow.

Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.

Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и пла­влением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.

Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет. Она имела значение в истории живописи и была известна уже древ­нему Египту. Главное назначение ее, как и глета, заключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.

Сурик

Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.

Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древ­ности (Плиний описывает ее открытие).

По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, в котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновенной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.

Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил, ко­торые под влиянием накаливания переходят в массикот и затем в сурик.

В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темно-коричневый отте­нок. С маслом, которого берет всего 10—15%, он соединяется химически, превосходно кроет и сохнет быстрее всех других красок. В смесях с растительными красками обесцвечивается сам и обесцвечивает их. Теряет свой цвет в смеси со свинцо­выми белилами и при продолжительном выстаивании на свету в масляной живописи. Проба сурика на масле, подвергнутая мною продолжительному действию света, потеряла свой цвет настолько, что от него не осталось почти следов. Щелочи его не изменяют, и поэтому он может применяться во фресковой и силикатной живописи, где условно прочен.

Распознавание. Слабо разведенная азотная кислота разлагает краску, образуя темно-коричневую свинцовую пере­кись. Крепкая уксусная кислота совершенно растворяет сурик, образуя уксусносвинцовые соли.