logo search
Kiplik_2002

Клей растительного происхождения

Из многочисленных видов клея растительного происхожде­ния применение в живописи находят крахмалы: картофельный и пшеничный, кроме того, пшеничная мука.

Клей растительного происхождения находит применение в клеевых грунтах уже старинной живописи. Его преимущество перед животным клеем состоит в том, что он не поддается так действию сырости и разложению, как первый, но зато расти­тельный клей лишен той эластичности, которую дает животный клей.

Картофельный крахмал, в торговле носящий название так же картофельной муки, всем хорошо знакомый материал. От пшеничного крахмала он отличается и своей внешностью, и сво­им химическим составом. По внешности он более крупнозернист, что заметно даже невооруженным глазом. При пробе на ощупь между пальцами картофельный крахмал скрипит и скользит, тогда, как пшеничный крахмал ощущается в этом случае как обыкновенная мука. Различие между этими двумя видами крах­мала лучше всего определяется микроскопом, с помощью которо­го хорошо видно строение зерен крахмалов.

Клей, приготовленный из крахмалов и муки, носит название клейстеров.

Лучший способ приготовления клейстеров таков.

Крахмал или мука всыпается в данное количество воды и ос­торожно смешивается с нею, чтобы не получилось комков, т. е. чтобы каждое зернышко муки или крахмала было окружено во­дой. После этого сосуд ставится на огонь и помешивается, при­чем держится на огне до тех пор, пока мука или крахмал не обратятся в клейстер.

Клейстер по охлаждении студенится, особенно если он в го­рячем состоянии густ, что следует учитывать при работе с ним. Употреблять в дело лучше всего только что сваренный клей­стер, так как на другой день он уже начинает выделять из себя воду, и качество клейстера снижается.

ГРУНТЫ

Под грунтом подразумевается первоначальная обработка ма­териала, предназначенного для живописи, состоящая в вырав­нивании его поверхности и окраске в тот или иной цвет, для чего пользуются различными красящими и связующими веще­ствами.

Назначение грунта состоит в следующем:

  1. придавать поверхности грунтуемого материала на всем его протяжении, предназначенном для живописи, однородную плотность и шероховатость;

  2. препятствовать просачиванию связующего вещества из красок в холст, дерево и пр., служащих базой для нанесения грунта, а также непосредственному их соприкосновению с крас­ками;

  3. придавать поверхности материала желаемый цвет. Красящими материалами для грунта служат: гипс, мел, шпат, свинцовые и цинковые белила, а также углекислая магнезия, могущая заменить мел, каолин, трубочные белые глины и все прочие краски.

Связующими веществами для той же цели служат: крах­мал, пшеничная мука, кожный и рыбий клей, желатина, казе­ин, яйцо, высыхающие масла и смолы.

По составу связующих веществ грунты разделяются на масляные, полумасляные, или полуклеевые (эмульсионные), и клеевые грунты.