logo search
Kiplik_2002

Красочный материал

С красками древних времен, их составом и происхождением знакомят нас сочинения Плиния, Витрувия и других историков, кроме того, анализы красок, исполненные в различное время многими исследователями образцов древнейшей живописи.

Знаменитые греческие живописцы: Апеллес, Эхион, Меланф и Никомах, жившие задолго до Плиния, выполняли свои про­изведения, каждое из которых, по словам его, стоило богатств целого города, всего четырьмя красками: белой с острова Ме­лоса (мел), желтой — аттической охрой, красной жженой охрой из Синопа и черной натурального происхождения.

Во времена Плиния палитра живописца стала значительно богаче красками, и даже стены покрылись пурпуром, «но преж­ней благородной живописи уж нет у нас, — говорит Плиний,— мы были богаче искусством, когда были беднее материалом. Не душа, а материал ценится теперь в нем».

Нет необходимости давать здесь полное и подробное опи­сание красок древности и вообще давно прошедших времен и перечислять их наименования, ничего не говорящие современ­ному живописцу, так как многие из них совершенно забыты. Прочность живописи старых мастеров обязана к тому же не краскам их, а связующим их веществам и тому умелому спо­собу их применения, которое так выгодно отличает старое мастерство живописи от нового. На этом основании можно ограничиться кратким перечислением важнейших из них, оста­навливаясь более или менее на тех, которые представляют по­чему-либо особый интерес.

Краски древности

Белые. Мел натурального происхождения, получавшийся из различных мест. Известь, гипс, глина, пемза и свинцовые белила искусственного происхождения. Последние добывались, по словам Плиния, в Смирне. Свинцовые белила применялись в их натуральном виде и подвергались обжигу.

Желтые. Различные виды натуральных охр, массикот, аурипигмент и различные соки растений; из желтой фиалки, на­пример, готовили краску, применявшуюся даже в стенной жи­вописи.

Красные минерального происхождения: жжение охры, земли: синопия и рубрика, окись свинца, сурик и киноварь нату­ральная, носившая название «миниум». Растительными крас­ными служили: индикум из индиго, пурпур из особой породы раковин, представлявшие прозрачную интенсивного цвета кра­ску, имевшую различные оттенки: северный пурпур был темен и имел фиолетовый оттенок, южный же — красный. Кроме настоящего пурпура, готовился искусственный из соков расте­ний и мела. По Плинию и Витрувию, к таковым принадлежала и вытяжка из корня марены — краппа. Действительно, в тер­мах Тита Деви нашел розовую краску, которую отнес к пур­пуру или краппу. Химик Шапталь, анализируя краски, найден­ные в Помпее, также нашел между ними малиновую краску, близкую по составу к краппу.

Синие. Египтяне уже обладали очень прочной и красивой синей краской, которая сохранилась без изменения тысячелетия. Произведенные над ней опыты показали, что она выдерживает действие огня, щелочей и кислот. Приготовлялась она в Але­ксандрии и представляет, судя по анализам Деви, сплав («фрит­та»), главной составной частью которого являются сода и окись меди. По мнению многих исследователей, большинство красок древности содержит в себе александрийскую фритту. Плиний, кроме того, называет синий песок различных оттенков, в состав которого входили, по-видимому, ляпис-лазурь и окись меди.

Зеленые. Большинство зеленых красок древности, по мне­нию Мериме и Деви, суть краски медного происхождения, но пользовались также зеленой землей и соками различных рас­тений.

Коричневые и черные. Темные охры, умбра, сепия, би­туминозные земли, сажи и жженая кость. Кроме того, имела широкое применение черная, натурального происхождения, состо­явшая, по определению Деви, из марганцовой или железной руды.

Краски средних веков и Ренессанса

Белые. Гипс, мел, известь, свинцовые белила, толченая яичная скорлупа для ретушей фрески, жженый олений рог для смеси с аурипигментом.

Желтые. Фламандцы, по сообщению Ван-Мандера, распо­лагали большой скалой желтых охр, массикотом, аурипигментом и желтыми лаками. Неаполитанская желтая, известная с XV сто­летия, имела большое применение у фламандских и голландских живописцев.

Ученик Рембрандта, Гоогстраатен, говорит, что в мастер­ской его учителя пользовались светлой, темной и римской ох­рой, массикотом, неаполитанской желтой, желтым лаком и иногда — в живописи драпировок — аурипигментом.

Художник Бейерс (Willem Beurs), которого можно назвать фламандским Ченнино Ченнини, сообщает о целом ряде желтых красок растительного происхождения, получавшихся из соков растений, как в виде экстрактов, так и осажденными на глино­зем. Они употреблялись в клеевой и масляной живописи, в по­следнем случае в смешении со сгущенным маслом или лаком, чем, вероятно, и объясняется прочность некоторых красок этого вида в старинной живописи. В числе растительных желтых имел место и желтый крапп-лак, применявшийся редко вследствие трудности его фабрикации. В миниатюрной живописи и при раз­рисовке рукописей употреблялись соковые краски из цветов и листьев различных растений: мака, зверобоя, пиона, крокуса, шафрана, сафлора и т. п.

Растительные желтые примешивались к коричневым зем­лям, чтобы придать им золотистый оттенок и интенсивность тона, что делал, например, Рубенс и что заметно в его произ­ведениях, особенно в эскизах.

Красные. Гоогстраатен называет индейскую красную, браунрот, киноварь натуральную и искусственную, сурик и пур­пуровые лаки.

Кроме названных красок, пользовались жжеными охрами и землями, знакомыми с древних времен. Крапп в Нидерландах был лучших качеств, так как король Карл V поддерживал про­изводство его в своем отечестве, но кроме него известны были и другие краски растительные и вообще органического происхо­ждения, таковы: шеллак, привозившийся из Индии, драконова кровь, кармин; популярен был также красильный лишай, орселла, применяющийся в наше время лишь в красильном деле.

Синие. Лучшей синей краской был натуральный ультра­марин, получавшийся из лазоревого камня, которому уступали все прочие краски минерального и растительного происхожде­ния: смальта, медные синие краски и индиго.

Де-Майерн описывает своеобразный прием, к которому часто прибегали при употреблении смальты и других синих красок, чтобы предохранить цвет их в масляной живописи от действия окрашенного масла, изменявшего тон их. Он состоял в следую­щем: на синюю, не вполне засохшую масляную краску сыпали крупный порошок ультрамарина или смальты, излишек кото­рых по высыхании красок сметался перышком. Затем краску покрывали слоем клея и лака. В таком виде краска получала совершенно чистый цвет. Способ этот описывается также в одном венецианском манускрипте. Микроскопические исследо­вания Рельмана подтверждают сказанное. Он часто находил в старинной живописи крупнотертые краски, заключенные в про­зрачную среду, что придавало им особый эффект.

Зеленые. Зеленая, медного происхождения (ярь-медянка), наставление к употреблению которой имеется у Лео­нардо да Винчи. Зеленая земля и малахитовая зелень. Кроме того, большое число растительных красок, из которых в XVII столетии очень популярной была зеленая из лилий. Так­же популярны были составные зеленые из синих и желтых кра­сок. Из травы, руты и зелени петрушки в соединении с медян­кой также получали зеленую краску.

Употребление составных красок очень характерно для живо­писи старых мастеров.

Коричневые. Ван-Мандер рекомендует пользоваться для теней тела умброй и кельнской землей, асфальтом — для волос и мумией — для драпировок. Де-Майерн говорит, что асфальт великолепен в тенях и очень прочен. Интересно, что фламандские живописцы, постоянно пользовавшиеся асфальтом, никогда не жаловались на его непрочность, что является луч­шим доказательством того, как важно для живописца умение пользоваться своими материалами.

Гоогстраатен говорит об употреблении коричневых лаков. Знакомы были также, разумеется, коричневые охры и кассель­ская коричневая, которую любил Рубенс.

Черные. Черные краски представляли собой различного происхождения уголь, таковы: слоновая кость, клыки моржа, олений рог, древесный уголь (в акварели и на масле) и камен­ный уголь. Пользовались также ламповой копотью, но непригод­ность ее для живописи впоследствии обнаружилась. Известен был также черный мел.

В первые века христианской эры фабрикацией красок, очист­кой масел и пр. занимались монахи, которые в это время были единственными живописцами. Позднее материалы живописи про­давались в сыром виде из аптек совместно с медикаментами. Об­работкой, очисткой и т. д. занимались сами живописцы, ко­торые умели добывать и некоторые краски.

Краски натурального происхождения — охры, земли и др. — подвергались долгой предварительной очистке, промывке водой, отмучиванию и т. д., после чего употреблялись в дело.

Растирались краски предварительно с водой, затем сушились и сохранялись в порошке (свинцовые белила оставались с водой и смешивались с маслом по мере надобности). Растирание красок производилось весьма тщательно.

Ченнини, описывая киноварь, говорит: «Если будешь тереть ее и 20 лет, то она от этого будет только лучше». Этими сло­вами он подчеркивает необходимость тонкого растирания кра­сок. Последнее применялось, однакоже, не ко всем краскам, так как некоторые из них вследствие сильного растирания теряют в цвете.

Микроскопическое исследование слоев старинной живописи обнаруживает и тонко- и крупнотертые краски, тогда как совре­менные краски измельчаются всегда тонко, причем степень раз­мельчения их часто такова, что микроскоп, даже при довольно сильном увеличении, не обнаруживает частиц красок. Излишне тонкое измельчение красок для масляной живописи наносит, по мнению Рельмана, несомненный вред современным произ­ведениям.

Связующее вещество красок также не составлялось одина­ково для всех красок; медленно сохнущие краски растирались с быстро сохнущими маслами и лаками, и, таким образом, крас­ки во всех своих разновидностях просыхали одновременно.