logo search
Kiplik_2002

Средние века и ренессанс

В средние века техника живописи продолжает развиваться и совершенствоваться. Кроме клеевой живописи, имевшей широкое применение и в эту эпоху85, особое значение приобретает в это время живопись на яйце (желтке, цельном яйце и белке), зарож­дение которой имело место в древние времена. Яичная темпера местами совершенно вытесняет более грубые краски на жи­вотном клею и распространяется в XIII столетии по всей Ев­ропе.

В средние века получает начало и совершенно новый род живописи — живопись на высыхающих жирных маслах, которая в первое время своего существования не была еще достаточно совершенна и потому мало имела самостоятельного значения, а играла лишь служебную роль в темпере.

Наиболее ценной техникой живописи для этого времени бы­ла живопись на яичном желтке, обладающая значительными преимуществами перед простой клеевой живописью. Краски ее не способны студениться, светлеют при высыхании значительно меньше, нежели клеевые; благодаря содержанию яичного масла имеют большую глубину и силу, почему мало изменялись под лаком, которым обыкновенно покрывалась живопись. Все эти свойства и преимущества темперы способствовали в значитель­ной мере облегчению труда живописца, предоставляя ему, воз­можность более тонких достижений в живописи, и содействовали успеху самой темперы.

Желтковой темперой выполнялись более тонкие работы, главным образом живопись на досках; на стенах же писали на цельном яйце, на простом клею, а также фреской, причем пер­воначально пользовались способом фреско а секко, в соединении с темперой и в чистом виде, а позднее и буон фреско86. Яичный белок и растительный клей служили для живописи гуашью.

Время процветания яичной темперы отмечается в истории искусства большим шагом живописи вперед. На яйце писали большинство живописцев средних веков и многие живописцы эпохи Ренессанса, между которыми в начале своей художествен­ной карьеры были и братья Ван-Эйки. Та же темпера служила школой и для многих живописцев более позднего периода вре­мени: Перуджино, Рафаэля, Леонардо да Винчи, хотя в их вре­мя в Италии уже пользовались масляными красками по спосо­бу Ван-Эйка.

Но все же и яичная темпера, несмотря на многие свои преи­мущества перед клеевой живописью, далека еще до технического совершенства: краски ее быстро сохнут и тем затрудняют моде­лировку форм. Работы, исполненные на яйце, по словам современника их Арменини, несмотря на огромный труд и терпение, затрачивавшиеся на них живописцами, выходили сухими, резко вычерченными и не доведенными до желаемого конца. Вазари также сетует на трудность темперы, необходимость прибегать к штриховке и пунктировке заостренной кистью при моделировке форм. Но были у яичной темперы и другие, не менее серьезные недостатки: она нуждалась в покрытии лаком, под которым до известной степени она темнела и изменялась в тоне вследствие сильной окрашенности лаков; медленное высыхание лаков за­ставляло к тому же выставлять исполненное произведение на открытый воздух, на солнце, что было сопряжено с потерей времени и подвергало живопись различным случайностям. Естественно, что перечисленные недостатки яичной темперы за­ставляли живописцев искать способа живописи более совершен­ного, за неимением которого приходилось прибегать к помощи масляной живописи, знакомой уже с X века и применявшейся то самостоятельно, то для прописи и лессировок темперы.

На основания легенды, созданной Вазари, изобретение масля­ной живописи принадлежит знаменитому фландрскому живо­писцу Яну Ван-Эйку и было сделано им в 1410 г. В настоящее время имеются, однако, неоспоримые доказательства того, что названный художник не только не был изобретателем масляных красок, но и не мог быть им, так как масляная живопись была известна до него; Ван-Эйку же может быть приписано только ее усовершенствование87.

Высыхающие растительные масла были известны уже в глу­бокой древности. Диоскорид, живший при императоре Августе, описывает ореховое, маковое, конопляное и льняное масла. Пли­ний также называет маковое масло, но в качестве медикамента. Эций (Aetius), живший в V—VI веках, говоря об ореховом мас­ле как медикаменте, сообщает, что, кроме того, им пользуются золотильщики. Ни один из древних писателей, однако, не гово­рит об употреблении масла для растирания с ним красок.

Наиболее раннее свидетельство об употреблении масел в жи­вописи находится в трактате монаха Ираклия, относимом к X веку, в котором автор поучает, как растирать краски с яй­цом и на масле, и описывает способ очистки масла, предназна­ченного для этой цели.

Феофил-Пресвитер, писавший в X или XI веке, уже доста­точно подробно описывал масляную живопись, которая в каж­дом своем слое сушилась на солнце, так как неумело обработан­ное масло не высыхало скоро в тени, что, по словам Феофила, было очень «утомительно» для работы.

Затем еще более подробно о масляной живописи говорится в трактате Ченнино Ченнини (1437). Последнее обстоятельство указывает на то, что в Италии одновременно с Фландрией до усовершенствования масляной живописи Ван-Эйком писали на масле. Заключение это подтверждается и Лоренцо Гиберти, ко­торый сообщает, что Джотто писал иногда масляными красками.

В раннем существовании масляной живописи убеждают и сохранившиеся счета на израсходованный материал для живопи­си. Так, английский король Эдуард III, судя по сохранившему­ся счету, украсил живописью на масле свой дворец уже в 1239 году. Сохранились и другие документы подобного же рода со столь же ранними датами.

Медленно высыхающие краски сушились на открытом возду­хе и солнце; в закрытых же помещениях высыханию стенной живописи содействовали согреванием воздуха топкой печей, что подтверждается также счетами на израсходованное при этом топливо.

Из указанного становится ясным, что высыхающие жирные масла были известны и применялись для растирания красок с давнего времени, но краски эти, близкие отчасти по своим свойствам и внешнему виду к современным масляным краскам, не имели популярности, так как мало подходили к своеобразно­му методу живописи того времени, выработанному долгим упражнением в живописи водяными красками. Главное назначе­ние масла, таким образом, состояло в приготовлении масляных лаков, которыми покрывались клеевая живопись и темпера.

Развитие масляной живописи наблюдается первоначально на севере, где клеевые краски вследствие климатических условий более страдали, и отсюда переходит на юг, где традиции кле­евой живописи и темперы сохранялись особенно долго.

Не умея пользоваться масляными красками самими по себе, живописцы средних веков употребляли их для прописывания темперы. Этот смешанный способ живописи находит описание у Феофила и Ченнино Ченнини. Картины, исполненные послед­ним приемом, трудноотличимы от писанных одной темпе­рой.

К концу XIV столетия все, что могли дать живописи яич­ная темпера и ее соединение со средневековыми масляными красками, было использовано. Названные техники уже больше не удовлетворяли живописцев, значительно окрепших в своем мастерстве, изощривших свое художественное зрение и искав­ших потому для выполнения своих замыслов более совершенной и свободной техники. Она, наконец, и была найдена фландр­ским живописцем Ван-Эйком. Этот давно желанный способ живописи, как говорит Вазари, создал новую эпоху в истории развития живописи и привел ее к полному расцвету.

Сущность этого нового технического достижения Вазари из­лагает таким образом:

«Испробовав многие вещи, как в чистом виде, так и в сме­шении их между собой, он (Ян Ван-Эйк) в конце концов, нашел, что масла из льняного семени и из орехов оказались наи­более сохнущими из всех тех, которые он испытал. Эти-то мас­ла, сваренные вместе с другими его с ставами, дали Иоанну тот лак, о котором он, как и все художники мира, так долго меч­тал. Сделав потом опыты над многими другими веществами, он увидел, что смешение красок с этими видами масел давало им очень крепкое связующее вещество, которое по высыхании не только нисколько не боялось воды, но сообщало краске огонь и придавало ей блеск само собой, без лака».

О картинах, писанных по способу Ван-Эйка, Вазари гово­рит, что они блестели, не будучи крытыми лаком; живописи их была присуща красота и прозрачность красок, которых не име­ла темпера. Краски скоро сохли в тени, не боялись сырости и воды, подобно темпере, и, что особенно важно, позволяли легко делать незаметные переходы из тона в тон.

Сущность нововведения, сделанного Ван-Эйком в технике живописи, осталась непонятой и неизвестной Вазари, но пове­ствование его о Ван-Эйке во всех остальных отношениях полно правды. Переворот, сделанный фландрским живописцем в техни­ке живописи, настолько крупен и значение его для последующей живописи так велико, что по прошествии ста лет о нем сложи­лись легенды и сказания, преувеличивавшие действительность, в которых Ван-Эйк выступает уже как изобретатель масляных красок.

Как велико было значение новой техники живописи, об этом свидетельствуют и сообщения Кареля Ван-Мандера, который го­ворит, что старые и молодые художники и любители искусств стекались толпой к произведениям Ван-Эйков, так как слава о технике их быстро разнеслась по всей Европе.

Фламандский способ живописи, описание которого следует ниже, вскоре был усвоен живописцами всей Западной Европы. Вот перечень первых последователей его в различных странах.

Во Фландрии фламандскую технику унаследовали: Рожер Ван-дер-Вейден (1400—1464), Гуго Ван-дер-Гус (1482), Мем­линг (1435—1464), Питер Кристус и др.

В Германии первыми художниками, писавшими фламандской техникой, были: Фредерик Герлен (1491) и Мартин Шенг (1420—1490); последователями ее были также Ганс Гольбейн (1498—1543) и Альбрехт Дюрер (1471—1528).

В Италии и Испании местные живописцы также, по-видимому, рано ознакомились с фламандской техникой, так как живописцы Фландрии часто посещали эти страны. Во второй половине XV столетия Фердинанд Галлегос из Саламанки писал техникой, близкой к живописи фламандца Питера Кристуса, который по­сетил Саламанку, вероятно, в 1453 году.

Французские примитивисты — Генрих Бушо, Николай Фро­мент и другие — писали по-фламандски, последователем их был я Ватто.

В Италии распространителем фламандского метода живописи был Антонелло из Мессины, который, по словам Вазари, был во Фландрии, где изучал новую технику живописи у самого Я. Ван-Эйка; по возвращении своем в Италию он познакомил с нею многих итальянских живописцев. Но более вероятно то, что фламандцы сами занесли свою технику в Италию, и сделал это, по-видимому, Рожер Ван-дер Вейден, бывший в Италии в 1449 году. Во всяком случае, итальянские живописцы рано по­знакомились с фламандской техникой, которую называли «maniera ponentina».

Антонелло, по Вазари, познакомил с нею братьев Беллини и Виварини в Венеции, Доменикино Венециано и Андреа дель Кастаньо во Флоренции. Последний передал ее Полайоло, Перуджино, Верроккио и Гирландайо, а они в свою очередь на­учили этой технике других88.

Привившийся в Италии фламандский способ живописи под влиянием местных условий вскоре получил значительное видоиз­менение: тонкое фламандское письмо заменилось более пастоз­ною живописью, изменились и некоторые другие детали техники. Особенности фактуры итальянской манеры живописи замечаются уже в произведениях Джованни Беллини; Джорджоне же и Тициан89 совершенно изменили фламандскую манеру живописи, создав свою самостоятельную, итальянскую манеру, называвшую­ся «maniera moderna», а также «maniera giorgionesca».

Эта последняя открыла художникам новые горизонты и в свою очередь оказала огромное влияние на развитие всей последующей живописи.

Итальянская манера живописи в свою очередь начинает ув­лекать живописцев и быстро распространяться не только по всей Италии, но и за пределами ее, вытесняя повсюду фламанд­скую манеру, кажущуюся художникам уже устарелой.