logo search
Kiplik_2002

Матовые масляные краски

Матовую живопись, к которой стремятся многие современные художники, получают, как известно, при письме темперными красками. Темпера, как в оптическом отношении, так и в смысле прочности живописи дает наилучшие результаты. Не все, одна­ко, художники владеют этой техникой и потому часто пользуют­ся и для декоративных живописных целей масляными красками.

Матовая масляная живопись получается различными спосо­бами.

Так, при письме масляными красками по сильно тянущему клеевому грунту получается матовая живопись. Но такую масля­ную живопись нельзя считать нормальной, так как масляные краски при этом теряют значительное количество содержащего­ся в них масла, уходящего в грунт и холст, и потому стано­вятся непрочными вследствие недостатка в них связующего ве­щества.

Чтобы отнять у масляных тюбиковых красок способность при высыхании блестеть, к каждой из них перед началом живо­писной работы примешивается так называемый легкий шпат — тонко измельченный гипс, который смешивается предварительно со скипидаром. Примесь эта при умеренной порции легкого шпата почти не изменяет тона красок, так как шпат относится к некроющим на масле краскам. При избытке же его, кроме за­грязнения цвета красок, получается и недостаточность связую­щего вещества в них, почему и результат, получаемый в живо­писи, будет таким же неудовлетворительным, как и при сильно тянущем грунте.

Лучшие результаты для достижения матовой масляной живо­писи получаются при введении воска в масляные краски, а так­же при покрывании законченных масляных картин воском в ви­де специального лака.

Воск вводится в масляные краски в виде лака, который со­ставляется из воска, скипидара и смолы. Подобный лак может быть составлен самим художником.

Белый очищенный воск растворяется в даммарно-скипидар­ном лаке в таком количестве по отношению к последнему, чтобы получилась так называемая помада. Помада эта должна быть такой консистенции, чтобы ее легко можно было брать на кисть и примешивать на палитре к краскам. Для более равномерного распределения этого лака в красках можно примешивать его пе­ред работой к каждой из красок шпателем.

Можно примешивать также на палитре к масляным краскам восковую эмульсию, об одном из видов которой говорится при описании веймарских красок, где она названа «Feigenmilch» (фиговое молоко). Подобная же восковая эмульсия составлена мною, рецепт которой я здесь привожу.

Очищенный белый воск в количестве 3 г растворяется в 30 куб. см очищенного белого скипидара. Когда раствор го­тов, в него вливается 25 куб. см дистиллированной воды, в ко­торую перед этим вливается 5 куб. см нашатырного спирта.

Эмульсия эта при употреблении примешивается к масляным краскам на палитре. При долгом стоянии ее следует до употреб­ления взбалтывать, при загущении же разбавлять скипидаром. Писать этой эмульсией следует по бумаге, полутянущему грунту и т. п.

Восковые лаки для покрывания законченных масляных кар­тин могут быть полезными лишь в том случае, если картина выдержана в светлой гамме красок; в противном случае при лакировании она может только потерять, так как все темные места в живописи становятся более светлыми и лишаются глу­бины и прозрачности тона.

Рецепт лака можно составить таким образом: 1 часть воска растворяется в 3 частях скипидара, 1 часть этого воскового раствора примешивают затем к 6 частям даммарно- или ма­стично-скипидарного лака.