logo search
Kiplik_2002

Краски искусственного происхождения

Марсы

Jaune de Mars, brun de Mars, violet de Mars. Marsgelb, Marsrot, Marsbraun. Mars yellow, Mars orange.

Приготовление искусственных охр было открыто в Германии Георгием Фильдом. Он первый приготовил ряд искусственных красок желтого, оранжевого и фиолетового цветов, получивших название марсов.

Способы приготовления искусственных охр и состав их весь­ма различны. Краски эти могут состоять из чистой водной окиси железа, но могут содержать в своем составе глинозем, гипс, окись цинка и мел; в последнем случае они и носят название марсов.

Простейший способ приготовления желтых марсов заключает­ся в смешении растворов железного купороса с известковым молоком (из лучшей извести); получившийся при этом зеленова­тый осадок — смесь гипса и водной закиси железа — подвергает­ся действию воздуха, под влиянием которого изменяет свой цвет в желтый. Если в раствор железного купороса прибавляются квасцы, а осаждение его производится раствором соды, едкого кали или натра, то получается краска высшего сорта, состоящая из глинозема и водной закиси железа (при предварительной об­работке купороса азотной кислотой — водной окиси железа).

Оранжевый, красный, коричневый и фиолетовый марсы вы­рабатываются прокалкой желтых марсов.

Оттенки их зависят от высоты температуры прокалки: слабая прокалка дает оранжевые марсы, более сильная — красные и т. д.

Марсы значительно прозрачнее натуральных охр и очень красивы. По прочности не уступают охрам; смешиваемы со всеми прочими красками и во всех техниках живописи употреби­мы. На масле сохнут медленно и берут его от 50 до 60%. Вслед­ствие сравнительной дороговизны производства предназначают­ся исключительно для живописи.

Распознавание. Марсы, состоящие из окислов железа и глинозема, вполне растворяются при нагревании в разведенных соляной и азотной кислотах.

Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др.

Rouge anglais, rouge, Van Dyck. Caput mortuum. English – rot (от OCR в книге пишется Englich – rot). Van Dyck-rot. Morellensalz, Fisenoxyd. Englisch red, brown red, red oxide of iron.

Имеется много сортов красок этого вида с различными названиями. Лучшие из них состоят почти из чистой безводной окиси железа, получающейся искусственным путем, что достигается различными способами: прокалкой железного купороса и других соединений железа в чистом виде, в смеси с поваренной солью, селитрой и т. д.

Тонкий, весьма яркого цвета порошок краски получается при смешении растворов железного купороса и углекислой со­ды. Получающаяся в этом случае углежелезистая соль выделяется из жидкости нагреванием, после чего осадок высуши­вают и прокаливают докрасна.

Краски этого вида имеют большой и средний удельный вес. Прочны сами по себе и в смесях с другими красками, во всех техниках живописи применимы, хорошо кроют, масла берут от 40 до 50% и сохнут на нем хорошо.

Распознавание. В соляной разведенной кислоте раство­ряются при нагревании, образуя желтый раствор. В крепкой со­ляной кислоте растворяются на холоде, также в царской водке при нагревании; шпат и глина остаются в осадке.

Синие железные краски

Парижская лазурь, синь Милори и др. Bleu de Prusse. Berlinerblau, Pariserblau. Prussian blue, intense blue.

Кроме вышеописанного красочного материала, в состав кото­рого входят кислородные соединения железа, имеется еще ряд синих красок, представляющих цианистые соединения железа.

Начало их фабрикации положено открытием берлинской ла­зури в 1704 г.

Широкое производство красок этого рода, развившееся в XIX в. в Европе, разработало множество вариантов их, имею­щих различные оттенки (красноватые, индиговые, ультрамари­новые) и различные способы приготовления.

Высшим, т. е. более чистым по составу, сортом лазури яв­ляется парижская лазурь и ее синонимы: синь Милори, китай­ская синь, Stahlblau и пр. Другие лазури являются или менее чистым сортом ее, или же ее суррогатом.

С химической точки зрения лазурь есть железистосинеродное железо. Она содержит в своем составе минеральные вещества — окислы железа и органическое соединение — циан. Таким обра­зом, лазурь занимает среднее место в ряду красок — между ми­неральными и органическими красками. Этим и объясняется ее необычайная красящая сила.

Парижская лазурь получается вливанием раствора желтой синильной соли (железистосинеродистого калия) в раствор хлор­ного железа или какой-либо другой соли окиси железа, причем образуется прекрасного цвета синий осадок (лазури), с трудом промываемый в воде, совершенно нерастворимый в ней (если соль окиси железа взята в избытке).

Лазурь может выдерживать без особого ущерба для тона огромные количества посторонних примесей, каковы: гипс, мел, глинозем, тяжелый шпат, крахмал (окрашенный йодом в синий цвет), низших сортов ультрамарин и пр. (антверпенская ла­зурь — одна из представительниц подобных красок).

Все лазури не выдерживают действия щелочей, под влиянием которых разлагаются, что приводит к совершенной потере цвета. Вот почему применение их в живописи, связующее вещество которой имеет щелочной характер, например, во фреске, не пред­ставляется возможным. Следует избегать употребления лазурей и их производных в стенной живописи вообще. Что касается прочности лазури по отношению к действию света, то мнения по этому поводу различны. Во всяком случае, она превосходит по прочности многие минеральные краски. Проба лазури в виде акварельной краски после трехлетнего действия прямого сол­нечного света не пострадала нисколько в цвете5. Лазурь на солнечном свете изменяет свой цвет, но в тени снова принимает первоначальный вид.

Лазурь относится к лессировочным краскам, но при пастоз­ном нанесении хорошо кроет. Берет большой процент масла (80), но сохнет с ним хорошо. Не ядовита. В смеси с желтыми хромами и подобными им красками служит материалом для приготов­ления зеленых интенсивных красок.

Лазурь, подвергнутая накаливанию в присутствии воздуха, дает коричневую прочную краску, называемую прусской корич­невой.

Распознавание. На хороших сортах лазури (в кусках) при трении образуются медного цвета полосы; чем ярче блеск их и чем легче краска, тем она выше по качествам.

Со щелочами лазури теряют совершенно свой синий цвет; при накаливании с доступом воздуха приобретают красно-корич­невый цвет; в разбавленной щавелевой кислоте парижская ла­зурь растворяется.