logo search
Kiplik_2002

Эмульсионные краски мароже и мурие малуфа

В 1931 году реставраторы живописи галереи Лувра в Па­риже Жак Мароже (Jaque Maroger) и Георг Мурие Малуф (George Mourier Malouf) сделали доклад в Академии наук о том, что им удалось открыть состав связующего вещества кра­сок знаменитого художника Фландрии Яна Ван-Эйка. Этот со­став имел огромное значение для истории живописи, но сохра­нялся художником в тайне, которая до последнего времени ни­кем не была разгадана.

По предположению названных исследователей, Ян Ван-Эйк применял в качестве связующего вещества своих красок один из видов искусственных эмульсий. В своем докладе они дают краткое описание приготовления эмульсий.

Льняное масло лучших сортов с добавкой к нему от 3 до 6% свинцовых жженых белил, свинцового глёта и умбры, взя­тых в равном количестве, варится на умеренном огне до по­краснения пены. При умеренной температуре варка идет мед­ленно, с повышением же температуры она ускоряется. На сва­ренном таким образом масле (олифе) готовится затем лак, со­стоящий из одной или двух частей масла и одной части смолы.

Чтобы получить эмульсию, тождественную с ванэйковским связующим веществом, на котором затем и трутся краски, в полученный лак замешивается некоторая доля густого гумми-арабикового раствора, причем точных весовых или объемных количественных отношений между гумми-арабиком и лаком в докладе не указывается, а говорится лишь, что гумми-арабик вводится в лак в различных количествах, «смотря по надобно­сти».

Ясно, что о больших объемных количествах вводимого в эмульсию раствора гумми-арабика здесь не может быть и речи, так как при них получаются краски, высыхающие с матовой поверхностью, что, конечно, не представляло бы интереса для Ван-Эйка, искавшего совершенно иной техники живописи.

Краски, приготовленные на эмульсии, в составе которой преобладающим веществом является масляный лак, высыхают с блестящей поверхностью и разводиться водой, подобно обыкно­венной темпере, где большая часть эмульсии состоит из клеево­го раствора и меньшая из масла, не могут; тем не менее, по своим свойствам они родственны краскам темперы.

Изготовление масляных красок с добавкой в масло небольшо­го количества клеевых растворов не является чем-либо новым.

Опыты с красками такого типа показали, что они очень удобны в работе, имеют хорошую пасту и не твердеют в тюби­ках, красивее простых масляных красок, дают блестящую по­верхность, мало жухнут, сохнут в 11/2—21/2 дня, причем почти все краски одновременно приближаются по своим качествам и свойствам к масляно-лаковым краскам.

Возражать, таким образом, что-либо против самого принци­па составления связующего вещества масляных красок по системе Мароже — Малуфа не представляется возможным. Со­временной живописи как нельзя лучше отвечают краски темперы, дающие в смысле прочности наилучший результат. Эмульсион­ными же красками являются и краски, изготовляемые по мето­ду луврских реставраторов. Что касается до составных элемен­тов их эмульсии, масляного лака и раствора гумми-арабика, то следует заметить, что наше время располагает лучшими мате­риалами, чем те, которые предлагаются Мароже и Малуфом.