logo search
Kiplik_2002

Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок

При отсутствии дневного света и притока воздуха жирные масла не высыхают; в том же случае, если имеется лишь доступ воздуха к маслу, но совершенно отсутствует свет, процесс вы­сыхания их в значительной мере замедляется. Этим обстоятель­ством можно пользоваться для продолжительного письма ма­сляными красками «по-сырому». Рекомендуется для назван­ной цели закрывать живопись после окончания работы щитом, непроницаемым для света, помещая его на очень близком рас­стоянии от поверхности картины. Масляные краски без вреда для них долгое время остаются подвижными, и потому является возможность писать продолжительное время по-сырому. Практи­кующееся же у художников обыкновение закрывать живопись после дневной работы куском материи или поворачивать ее ли­цом к стене и оставлять продолжительное время в таком поло­жении нельзя считать нормальным, так как это дурно отра­жается на просыхании живописи, причем она темнеет и желтеет тем сильнее, чем больше воздух помещения насыщен водяными парами.

Замедляется высыхание масляных красок также при приме­шивании к ним веществ, поглощающих кислород воздуха. Та­ковыми являются некоторые из растительных эфирных масел, которые лишь отчасти улетучиваются, а главным образом окис­ляются за счет кислорода воздуха и переходят в вещества смолистые. Сюда относятся: розмариновое, спиковое, лавендуло­вое и гвоздичное масла, а также масло, получаемое перегонкой копайского бальзама, который также задерживает высыхание масляных красок и придает им, кроме того, некоторую смо­листость.

Розмариновое, спиковое, лавендуловое и гвоздичное масла по составу своему занимают среднее место между французским ски­пидаром и жирными высыхающими маслами, так как кроме угле­водородов они содержат в себе кислородные соединения.

Розмариновое масло получается из кустарникового растения розмарина. Лучшими сортами его является француз­ское масло, представляющее бесцветную или слабо окрашенную зеленоватую жидкость с камфарным запахом, кипящую при 150 — 180°.

Спиковое масло получается из растения лаванды (Lavendula spica), растущего в Южной Франции. Имеет желтый цвет и запах камфары и лаванды, кипит при 166—250°.

Лавендуловое масло, получающееся из цветов ла­ванды, имеет желтоватый или зеленоватый цвет и приятный запах. Большая составная часть его способна омыляться.

Гвоздичное масло (Oleum caraphyllorum) получается из гвоздичного дерева, растущего на Филиппинских островах и Мадагаскаре. Сильно окрашено, сохнет очень медленно, кипит при 150 — 260°. Применяется также в живописи по фарфору.

Масло копайского бальзама получается дистил­ляцией из хороших сортов копайского бальзама. Подобно ски­пидару, представляет смесь углеводородов ряда терпенов. Кипит при высокой температуре, при обыкновенной не улетучивается, а поглощает кислород воздуха и осмоляется. Получающийся при этом продукт осмоления, в противоположность линоксину жирных высыхающих масел, совершенно растворяется в спирту; кро­ме того, обладает большой хрупкостью, что заставляет пользо­ваться им в умеренном количестве. Может служить в качестве картинного, т. е. заключительного, лака. Задерживает высыха­ние масляных красок и действует на слой их подобно копайско­му бальзаму (см. «Копайский бальзам»).

При употреблении этих средств необходимо иметь в виду, что, будучи введенными в большом количестве, они становятся вредными масляному слою. Наиболее безопасно вводить их в масляные краски, тертые на льняном масле, но отнюдь не на маковом и ему подобных маслах.

Примесь к масляным краскам невысыхающих масел расти­тельных и минеральных совершенно недопустима.