logo search
Kiplik_2002

Сгущенные масла

Масла свежевыжатые, а также отбеленные и очищенные обычно жидки и текучи, а потому при выполнении некоторых живописных работ (например, лессировок) мало пригодны. Вот почему следует иметь у себя также сгущенные масла, обладаю­щие вязкостью густых лаков. Маслами такого вида пользова­лись уже в старину и применяли их в живописи.

Один из средневековых способов сгущения масла заключался в том, что масло выставлялось на солнечный свет в открытых сосудах и выдерживалось при этих условиях до надлежащего загустения. Обработанное таким образом масло у итальянцев называлось «вареным на солнце» (cotto al sole). Второй способ сгущения масла также был весьма прост и заключался в про­должительной варке масла без всяких примесей.

Производство сгущенных масел практикуется и поныне, так как масла эти и в наше время имеют различное примене­ние: для приготовления олиф, типографских и литографских красок и т. п. В позднейшее время явилась мысль применять такие масла, носящие название «оксидированных» и «полимери­зованных», для производства живописных красок. Современная техника производства сгущенных масел в общих чертах такова.

Оксидированные масла

Масла подвергаются «продуванию». Процесс этот состоит в том, что тем или иным способом через масло прогоняют воз­дух. Продуваются масла при обыкновенной температуре и с на­греванием масла до 100—150° и выше. Нагретое масло проду­вается также горячим воздухом. Для обработки масла продува­нием существуют специальные аппараты, в которых масла в раздробленном виде — в виде капель — подвергаются действию горячего воздуха. Продувание оказывает на масло то же дей­ствие, что и продолжительное выстаивание на воздухе и сол­нечном свету в открытых сосудах; и в том и в другом случае происходит окисление глицеридов масла, увеличение его удель­ного веса и загустение. Сгущенные таким образом масла дают при высыхании более твердый и более блестящий слой и, кроме того, в отличие от обыкновенных масел, способны образовать с водой прочную эмульсию. Продутые масла с нагреванием вы­сыхают скорее, нежели масла, сгущенные при обыкновенной температуре.

Масла могут обрабатываться также озоном, так как заме­чено, что кислород в виде озона легче усваивается маслами. Льняное масло, подвергнутое действию озонированного воздуха в продолжение 2—5 часов, сгущается до некоторой степени и приобретает способность высыхать более скоро. Даже непро­должительное действие озона на масла достигает той же цели, если озонированное масло выставляется затем в плоских сосу­дах на воздух и солнечный свет.

Полимеризованные масла

Масла подвергаются нагреванию и варке (на огне и с по­мощью перегретого пара) без всяких примесей. Они получа­ются сгущением масла при температуре от 250 до 300°. Варка масла ведется при доступе и без доступа воздуха (в вакууме), причем в последнем случае продуктам разложения предостав­ляется свободный выход. Масла, варенные без доступа воздуха, отличаются своим составом от оксидированных, т. е. продутых, озонированных и вообще поглотивших кислород масел, так как сгущение их не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, поче­му их также называют «полимеризованными». Полимеризован­ные масла, подобно оксидированным, не только приобретают значительную густоту, но могут обращаться даже в весьма гу­стую липкую массу. При примитивном производстве сгущенных масел с нагреванием их на огне и примитивном оборудования для измерения температуры пользуются птичьими перьями, бо­родки которых при высокой температуре опаляются. Вареные масла дают более твердый слой, нежели продутые, но они имеют более темный цвет; впрочем, масла, полученные при менее высо­кой температуре, более светлы.

Рекомендуется при варке стандоля поступать таким образом. Хорошо отстоявшееся льняное масло нагревается без доступа воздуха, а еще лучше в присутствии углекислого газа до же­лаемой густоты и до образования флуоресцирующей окраски масла. Сваренное до консистенции сиропа, льняное масло изме­няется в своем химическом составе и приобретает ряд следую­щих преимуществ перед сырым льняным маслом и обыкновен­ной олифой:

  1. льняное масло теряет свою способность желтеть, так как линоленовый глицерид, которому оно, и обязано этим недостат­ком, при этом деформируется, превращаясь в смолистое веще­ство;

  2. по той же причине масло становится непроницаемым к действию газов и воды, так как оно по существу своему обра­щается в лак;

  3. пленка его представляет собою твердую поверхность, исключающую, как показал опыт, возможность появления в ней трещин;

  4. при высыхании оно испытывает ничтожные химические изменения, что чрезвычайно важно для прочности масляного слоя.

Исходя из сказанного, стандоль можно считать маслом, наи­более отвечающим запросам живописи.

Оксидированные и полимеризованные масла, как было ука­зано, предложены в позднейшее время для производства ма­сляных живописных красок, причем масла для названной цели готовятся таким образом, что они не подвергаются слишком высокой температуре. Таубер получил медленно сохнущее сгу­щенное масло, дававшее блестящий слой в окраске, нагревая масло до 150° в течение 120 часов.

Льняное масло применялось для малярных и живописных целей, начиная с IX века, в виде сгущенного масла, получае­мого различными путями: окислением на свету и воздухе и вар­кой на огне. Обработанные подобным образом масла высыхали с глянцевой поверхностью, которую мы видим в средневековой живописи.

Несомненно, что хорошая сохранность большинства живопис­ных произведений этого времени обязана применению сгущен­ных масел, оксидированных и полимеризованных.