logo search
Kiplik_2002

Разжижители масла и масляных красок

Для разжижения масляных красок могут служить маковое, льняное и ореховое сырое или вареное масла, при употреблении которых необходимо держаться разумной меры, так как избыток жирных масел в живописи ведет впоследствии к сморщиванию слоев ее, что способствует образованию трещин. После каждого повторного прописывания необходимо просушивать живопись дольше, чем при употреблении других разжижителей.

Средства, служащие ускорителями и замедлителями высы­хания масел, о которых оказано выше, являются также, до известной степени, разжижителями масляных красок, но пользо­ваться всеми ими в большом количестве не представляется воз­можным.

Хорошими разжижителями масляных красок надо считать такие средства, которые по выполнении возложенной на них за­дачи улетучиваются скоро, без всякого остатка, или образуют небольшой остаток и таким образом не препятствуют правиль­ности процесса высыхания жирного масла. Таковыми являются: терпентинное масло — французский скипидар и летучие мине­ральные масла.

Французский скипидар получается перегонкой бальзама терпентина, выделяющегося приморскими соснами (Рinus maritima). Он состоит из смеси эфирных масел ряда терпенов, причем главная составная часть его — пинен — соединение, обладающее большой химической энергией.

На воздухе этот скипидар не только улетучивается, но отча­сти и окисляется, поглощая кислород, почему приобретает не­которую обесцвечивающую способность. Так, лак разбавленный скипидаром, по высыхании дает более бесцветный слой, нежели тот же лак, разжиженный бензином, более индифферентным к кислороду. Сохраняющийся в открытом или плохо закрытом со­суде, скипидар сгущается и при новой очистке дает 20 — 25% смолистого продукта коричневого цвета, почему старый окислен­ный скипидар не должен иметь применения в живописи, так как чернит ее.

Свежеперегнанный скипидар является прекрасным раствори­телем многих смол, окислившийся же в значительной мере те­ряет эту способность. Хороший французский скипидар раство­ряется в 5—6 частях винного спирта в 90° и дает светлый рас­твор. Скипидар, применяющийся для разжижения масел и рас­творения смол, должен быть «сухим», т. е. не содержать в себе воды, для устранения которой его следует обрабатывать веще­ствами, отнимающими воду: жженой известью или же жженым цинковым купоросом, а также жжеными квасцами.

Русский скипидар имеется в двух видах. Один из них, наиболее распространенный, получается сухой перегонкой «осмолья» (мелких кусков дерева хвойной породы) при высокой температуре. Он носит название «пневого скипидара». Скипидар этот сильно отличается своим химическим составом и свойства­ми от французского скипидара: он содержит мало пинена, но много других углеводородов, кроме того, в значительном коли­честве продукты сухой перегонки дерева (креозота, фурфурола и пр.), сообщающие ему характерный резкий и неприятный за­пах и желтый цвет. В неочищенном виде он совершенно непри­годен для живописи.

Другой вид русского скипидара получается перегонкой тер­пентина. Он носит название «серного скипидара», от слова «се­ра», под которым подразумевается у нас терпентин, добываемый из смолистых пород наших деревьев.

Минеральные летучие масла (бензин, легкий керосин и пр.), введенные в употребление в современной живо­писи Вибером, Фернбахом и Людвигом, представляют собой хо­рошие разжижители масел и масляных красок, если не содер­жат в себе неулетучивающихся элементов. При пробе на белом листе бумаги они не должны давать неисчезающего жирного пятна. Легкие минеральные масла, получаемые из нефти перегон­кой ее, носят названия: риголен, нефтяной эфир, кероселен, га­золин, бензин, лигроин, керосин и т. д. Масла эти имеют малый удельный вес и состоят главным образом из углеводородов, хи­мически мало активных (носящих название предельных). Вот почему они относятся безразлично к смешиваемому с ними маслу, не ускоряют и не замедляют его высыхание, а, будучи чистыми, играют в масляной живописи ту же роль, что и вода в аква­рельной живописи.

При пользовании минеральными маслами необходимо иметь их очищенными, безводными («очищенная нефть»), но не сле­дует вводить в живопись обыкновенного керосина, так как по­следний вполне не улетучивается и, кроме того, имеет в своем составе примесь веществ, служивших для его очистки.

Из каменноугольного дегтя получается ряд летучих масел: бензол, толуол, ксилол, тетралин, декалин. Масла эти улетучи­ваются с различной быстротой. Они служат для различных це­лей: разжижения масляных красок, мытья кистей, загрязненных масляными красками, чистки загрязнившейся масляной живопи­си и снимания старых лаков.