logo search
Kiplik_2002

Клеевая живопись и темпера клеевая живопись

Клеевые краски, которыми столь широко пользовались в старинной станковой и декоративной живописи, вследствие про­стоты своего приготовления и сравнительной дешевизны мате­риалов имеют и в настоящее время широкое применение. В наше время, однако, клеевая живопись относится к способам, наименее совершенным, пригодным лишь для выполнения работ, имеющих временное значение, малую художественную ценность, а также для произведений, не претендующих на долговечность, к каковым относятся, например, декорационные работы.

Связующим веществом красок здесь служит обыкновенно плиточный клей различных сортов, так наз. «малярный», «сто­лярный» и т. п. Реже применяются желатина и казеин; первая потому, что в густом водном растворе она при охлаждении легче, чем другие сорта клея, обращается в крепкий студень; второй— вследствие своей сравнительно большей стоимости и менее лег­кой растворимости.

Крепость клеевых растворов, т. е. пропорция между клеем и водою, бывает различна и зависит от назначения клеевых кра­сок. Малое содержание клея в краске делает слой ее рыхлым, и краска легко стирается при трении с окрашенной поверхности и при высыхании сильно изменяется в тоне. С большим содержа­нием клея краски начинают приобретать большую плотность, меньшую изменяемость в тоне при высыхании и при значитель­ном увеличении количества клея теряют бархатистость тона, присущего им — тон «замирает» и «глохнет», как говорят декораторы и маляры.

При избытке клея краски остаются блестящими и после вы­сыхания, но приобретают способность растрескиваться и осы­паться. Образующиеся при этом трещины имеют более мелкую сетку, нежели растрескивающиеся масляные краски; кусочки выпадающих частей имеют при этом характерное искривление.

Способность к растрескиванию при известных условиях свой­ственна всем родам клея, но клей животного происхождения имеет еще одно коварное свойство для неопытного живописца: после закончившегося на вид процесса высыхания и сопутству­ющего ему сжимания слоя он позднее теряет еще некоторое ко­личество воды, что ведет к дальнейшему изменению объема в слоях красок и в конечном результате может привести к обра­зованию трещин.

Одной из важнейших областей применения клеевых красок является выполнение театральных декораций. Здесь матовая поверхность клеевых красок и приятная бархатистость тона их чрезвычайно уместны. Кроме того, декорации не рассчитаны на особую долговечность и, имея обычно большие размеры, нуж­даются в недорогих материалах.

Связующим веществом красок в декорационной живописи служит обычно плиточный клей, качества которого оказывают большое влияние на прочность декораций. Декорации, испол­ненные на хорошем французском столярном клее, могут слу­жить, как показал опыт, от 10 до 15 лет и более.

В декорационном деле при составлении клеевых растворов не прибегают к точным весовым и объемным измерениям упот­ребляемых материалов, а определяют пригодность их просто по различным внешним признакам. Так, раствор клея считается пригодным для дела, если по охлаждении он не застывает в крепкий студень. Крепость клеевого раствора узнается также на ощупь. Если между вынутыми из раствора пальцами чувствует­ся легкое прилипание, то раствор считается хорошим. Дей­ствительно, определить точное весовое количество воды и клея, необходимых для составления связующего вещества клеевой живописи, весьма затруднительно, так как многое в данном слу­чае зависит от качеств клея и самих красок; можно сказать лишь, что наименее крепким из применяемых клеевых растворов здесь является 6%-ный раствор.

Некоторые из красок (мел, умбра, кассельская земля, уль­трамарин, брауншвейгская зелень, сиенна, слоновая кость и са­жа) требуют более крепкого клеевого раствора, нежели прочие краски, так как при малом содержании клея стираются. Краски разводятся в горшках и ведрах и должны быть настолько жидкими, чтобы свободно стекать с кисти.

Декорации пишутся всегда на холсте, и всякий другой мате­риал, заменяющий холст, следует считать суррогатом.

Употребляемые в декорационной живописи анилиновые крас­ки не нуждаются в клеевом растворе, но требуют белой поверх­ности.

Техника клеевой живописи затрудняется изменением тона красок при высыхании и потому требует навыка и опыта.

Кроме декораций на клею пишут театральные занавесы, де­коративные панно, плакаты и пр. Все названные работы выпол­няются обычно тем же методом декорационной живописи.

С увеличением содержания клея в красках получается мень­шее изменение их при высыхании, но в этом случае трудно обойтись без добавки к ним меда или глицерина, увеличиваю­щих их эластичность. Медом много пользовались в старину в клеевой живописи на досках33. Он задерживает, кроме того, вы­сыхание красок. Краски с большим содержанием клея при ох­лаждении студенятся, что, разумеется, осложняет работу.

Для выполнения декоративных панно следует брать 20%-ный раствор клея. При такой консистенции клеевого раствора получаются краски, менее изменяющие свой тон при высыхании, что сильно облегчает живописную работу. Дабы клеевой ра­створ не студенился, в него добавляется во время варки клея 4% теста гашеной извести. Эта добавка к клею служит вместе с тем консервирующим его веществом.

Нестуденящийся клей получается и другими способами. Ки­слоты, вводимые в растворы клея, достигают того же результа­та. На 100 г плиточного клея берется, например, 100 куб. см воды и 20 г азотной кислоты в 36° Боме. Перейра составлял так свою темперу, которая пользовалась одно время успехом. В состав ее входили: гумми-арабик, животный клей, обработан­ный уксусной кислотой, и масляный лак. В подобной темпере могут быть лишь краски, не изменяющиеся от кислот.

Чтобы увеличить плотность клеевой краски и прочность жи­вописи, иногда в краски, содержащие достаточное количество клея, вводится воск. Это делается таким образом: 250 г поташа растворяются в 5 л горячей воды, и сюда высыпается затем 500 г воска. Полученный раствор воска примешивается к крас­кам, которые по высыхании могут натираться и приобретать блеск. Употребляемые в этом случае краски не должны бояться щелочи.

Прочность клеевой живописи весьма незначительна. Клей не имеет способности закрепляться сам собою и потому легко ра­створяется водою во всякое время. Он хорошо сохраняется только в сухом воздухе; в сыром же быстро притягивает влагу, покрывается плесенью и загнивает. Для закрепления красок рекомендуется примешивать в клей раствор квасцов, обрабаты­вать оконченную живопись некрепким раствором формалина, а также раствором уксуснокислого глинозёма, но не все краски относятся к названным закрепителям нейтрально — некоторые изменяются от них. Вот почему при желании получить более прочную живопись проще всего прибегать к иным методам, дающим лучший результат, например к темпере.

ГРУНТЫ

Холст грунтуется мелом и клеем. Редкий холст требует бо­лее вязкого грунта. Хорошая грунтовка для декорации должна отвечать следующим условиям. Она не должна быть рыхлой и потому при трении ее ладонью руки не должна пачкать послед­нюю; при остром перегибе не должна ломаться; следовательно, в ней не должно быть излишка клея.

Клеевой грунт

Клея 1 часть

Воды 5 частей

Мелу плавленого 10 частей

На 1 кв. м холста требуется 25 г клея.

Грунт приведенного выше состава наносится щеткой; при желании наносить его кистью необходимо еще разбавить его во­дою. Уменьшая количество мела, получают более плотный грунт.

Иногда в клей, чтобы сделать его эластичным, прибавляют глицерин или же льняное масло. Грунтуют также на альбумине и на клейстере из ржаной муки. Этот последний грунт нано­сится на холст в горячем виде. Он обладает большой прочно­стью и может противостоять действию воды. Грунт наносится специальной щеткой из черного жесткого волоса. Можно реко­мендовать для декорационных работ также казеиновый грунт, который превосходит по качествам все названные выше виды грунтовок.

Казеиновый грунт

Берется определенное количество мела и смешивается с та­ким количеством воды, чтобы получилась замазка. Затем сюда же прибавляется столько весовых частей средней густоты казеи­нового раствора, сколько было меловой замазки. Грунт нано­сится на ткань щеткой; при надобности он может быть разбав­лен водой.