logo search
Kiplik_2002

Различные методы масляной живописи

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального тона. Но было бы ошибочно думать, что мас­ляная живопись не нуждается ни в каких методах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно60.

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достиже­ний, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, кото­рый никогда не был потом превзойден. Во всей истории ма­сляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материа­лом и художественными достижениями, является единственным.

Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев до XVIII столетия, но затем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Каррач­чи прежнее техническо-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опо­рою живописцу, представляются уже стеснением художествен­ной свободы.

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдает­ся в эпоху французских импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, которая последова­телями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиоз­ных размеров.

Пуантелизм имеет несомненный смысл с художественной точки зрения, но он не вытекает из свойств и характера масля­ной живописи; новые идеи в искусстве должны искать для своего воплощения иного материала, если они идут вразрез со старым. Таким образом, с научной точки зрения импрессионизм родил фальшивый стиль масляной живописи, который, к сожа­лению, до сих пор имеет приверженцев среди живописцев.

Работы в области техники живописи, как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных старинных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Многое из утраченного было найдено и раскрыто, но сама живопись в это время ушла слишком далеко от задач и принципов старинной живописи. Конечно, в наше время не является возможным согласовать приемы старинной техники масляной живописи с современным пониманием живописи, но техника масляной живописи, каковы бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера мате­риалов масляной живописи.

Все нормальные методы масляной живописи сводятся к двум характерным приемам.

  1. Живопись в один прием «алла прима» (alla prima) —ме­тод, при котором живопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живописцем и благоприятных усло­виях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом случае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, кото­рые получаются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.

  2. Живопись в несколько приемов — метод, в котором жи­вописец расчленяет свою живописную задачу на несколько прие­мов, из которых каждому отводится специальное значение, на­меренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и пр. В этом случае работа расчленяется на первую прописку — подмалевок, в котором задача живо­писца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, колориту же или отводится второстепенное значе­ние, или же он ведется в таких тонах, которые лишь в даль­нейших прописываниях с поверхлежащими красками дают иско­мый тон или эффект, — на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита. Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи.