logo search
Kiplik_2002

Палитра красок масляной живописи

Каждый из способов живописи нуждается в красках, наибо­лее отвечающих его связующему веществу. Так обстоит дело, конечно, и с масляной живописью. Имеются краски, как бы созданные для нее. Таковы в большинстве краски, которые входят в химическое соединение с маслом, так как они увели­чивают прочность масляной живописи.

При обилии разнообразных красочных материалов в наше время художнику следует быть очень осторожным в выборе кра­сок для живописи и по возможности ограничивать свой подбор красок небольшим числом их.

Из белых красок здесь уместны свинцовые и цинковые белила. Свинцовые белила в масляной живописи являются становым хребтом масляной живописи. Белила эти как бы созданы для нее. Цинковые белила, напротив, больше пригодны для во­дяных красок (темперы и др.), но ввиду хорошей цветостой­кости они на месте также и здесь. Самое лучшее применение их в смешении со свинцовыми белилами в пропорции 2:1 и 1:1.

Среди желтых ярких красок очень хороша здесь неаполитан­ская желтая разных оттенков и желтый кадмий, который проч­нее всего в масляной живописи. Безусловно, прочных наиболее ярких красок лимонно-желтого оттенка не имеется. Условно можно пользоваться стронциановой желтой, которая из назван­ных желтых лимонного цвета красок наиболее прочна. Затем следуют желтые охры различных оттенков и названий: светлая, золотистая и др., искусственные желтые марсы и среди проз­рачных золотисто-желтых красок индийская желтая или другая подобная ей краска.

Из ярко-красных красок мы имеем ртутную киноварь и крас­ный кадмий. Первое место занимает здесь красный кадмий, киноварь же может играть лишь подсобную роль, так как на свету она чернеет.

Нельзя обойтись также без крапп-лаков с их несколь­кими оттенками. Среди неярких красных красок имеется боль­шой выбор прочных красок натурального и искусственного происхождения, каковы: красные охры, английская красная и другие красные не железного происхождения.

Среди коричневых красок следует остановиться на жже­ной сиенне, натуральной и жженой умбре, коричневых охрах и коричневых марсах.

Прекрасными зелеными красками являются: окись хрома, изумрудная зелень, зеленый кобальт и волконскоид.

Между синими и фиолетовыми вполне надежными красками будут: ультрамарин, кобальт синий и фиолетовый, парижская синяя (или лазурь Милори).

Черной краской может служить жженая кость (слоновая кость).

Быстрота высыхания красок зависит не столько от количе­ства поглощенного ими масла, сколько от химического состава красок. Так, цинковые белила, берущие малое количество масла, высыхают в 10—11 дней, тогда как сиенская земля, при тех же условиях поглощающая особенно большое количество масла, сохнет всего лишь в 2—3 дня.

По степени быстроты высыхания масляные краски могут быть разделены на три группы: 1) быстро сохнущие, 2) средне сохнущие и 3) медленно сохнущие.

Быстро сохнущие. Свинцовые белила, неаполитан­ские желтые, желтый и оранжевый хром, сурик, желтый ультрамарин, жженая золотистая охра, красные охры, темно-коричне­вые охры (жженные), синий и зеленый кобальт, смальта, па­рижская, берлинская и пр. лазури, зеленый хром, зеленая изум­рудная, умбра сырая и жженая, прусская коричневая, поль-веронез, швейнфуртская.

Высыхающие со средней быстротой. Светлые охры, золотистая охра, речная охра, английская красная, марсы оранжевые, красные и фиолетовые, венецианская красная, пер­сидская красная, помпейская красная, индиго, зеленая земля жже­ная, капут-мортуум, жженая сиенская земля, слоновая кость.

Медленно сохнущие. Цинковые белила, желтый и оранжевый кадмий, желтые лаки, желтые марсы, индийская желтая, сырая сиенская земля, все киновари, розовые и крас­ные крапп-лаки и крапп-кармин, кармин-лак, ультрамарины всех цветов, зеленые лаки, вандик коричневый, кассельская и кёльн­ская земли, асфальт, мумия, жженая кость, виноградная чер­ная, ламповая копоть, пробковая черная.

Высыхание некоторых красок по проф. Ф. Петрушевскому видно из следующей таблицы:

Название красок

Время, необходимое для высыхания (в днях)

Кремсские белила 1

Умбра 1

Жженая сиенна 2

Натуральная сиенна 2 — 3

Кобальт синий 3

Хромовая зелень 3

Веронская земля 3

Жженая зеленая земля 3

Светлая охра 4

Жженая светлая охра 4 — 5

Кадмий желтый светлый 5 — 6

Ультрамарин 6

Киноварь 6 — 7

Цинковые белила 10 —11

Приведенные данные сравнительной быстроты высыхания масляных красок относятся к краскам, приготовленным на сы­ром, только очищенном и отбеленном масле; краски же, тертые на скоро высыхающих маслах, высыхают почти одновременно.

Ускорение или замедление высыхания красок зависит не только от химического состава их и состава масел, на которых они приготовлены, но и от других условий. Так, краски в тон­ком слое высыхают, конечно, скорей, нежели в толстом. Грунт или материал, на котором лежат краски, оказывает также большое влияние на скорость высыхания красок: пористые грунты и материалы способствуют высыханию, непроницаемые — задер­живают его. Имеет в этом отношении значение и состав матери­ала, а также цвет красок: замечено, что светлые краски, в об­щем, сохнут скорее темных.