logo search
Kiplik_2002

X группа цинковые краски

Представители этой небольшой группы красок, состоящие из соединений цинка, во всех отношениях, за исключением общего происхождения от цинка, имеют различные индивидуаль­ные свойства.

Цинковые белила

Blanc de zinc. Zinkweiss, Chinesischweiss, chneeweiss. Zinc white, flowers of zinc.

Вследствие ядовитости свинцовых белил попытки делать белые краски из других материалов предпринимались давно. Так, уже в 1780 г. Куртуа приготовил белила из цинка. Краска Куртуа была очень дорога, не имела успеха и скоро была забы­та. Лишь в 1840 г. удалось получить из цинка дешевую неядовитую краску, которая могла конкурировать со свинцо­выми белилами во всех отношениях; после этого производство цинковых белил сразу встало на твердую почву. Русские ху­дожники времен Боровиковского, Левицкого, Брюллова и Ал. Иванова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской.

Цинковые белила есть окись цинка; удельный вес их — 5,6. 100 ч. цинковой окиси содержат 80,34% цинка и 19,66% кис­лорода.

Цинковые белила получаются сухим и мокрым способами, причем первый из них состоит в следующем: металлический цинк накаливается в особых приборах до обращения его в пары, которые в струе воздуха, направленного на них, воспламеня­ются и образуют порошок окиси цинка. Порошок этот осе­дает в приемных камерах. В ближайших из них получается окись цинка в смеси с порошком металлического цинка, т. е. серная краска (цинкграу), которая имеет применение в маляр­ном деле; в дальнейших камерах уже имеется чистый продукт. Затем окись цинка прокаливается и подвергается прессованию, что увеличивает кроющую силу краски.

При втором мокром способе в раствор цинкового купороса приливается раствор углекислой соды до тех пор, пока не окон­чится образование осадка; осадок есть углекислый цинк (иду­щий иногда в продажу под названием цинковых белил); он промывается, высушивается и подвергается прокалке для уда­ления углекислого газа, т. е. для обращения в окись цинка.

Чистым цинковым белилам свойственны синеватый оттенок и абсолютная белизна. Белила, имеющиеся в продаже, не всег­да наделены этими качествами. Чистота продукта зависит от чистоты материалов, служивших для фабрикации, и самой фабрикации. Если цинк содержал даже малейшие следы желе­за или кадмия, то белила принимают желтый оттенок. При долгом хранении с доступом воздуха цинковые белила поглощают из него углекислоту и воду (хорошие белила содержат не более 2—3% воды) и переходят частью в углекислый цинк, становятся кристаллическими, теряют свою и без того слабую кроющую силу и требуют больше масла. Измененные таким об­разом белила исправляются новой прокалкой.

Чтобы предохранить цинковые белила (сухие) от порчи, их следует держать в каком-либо сосуде без доступа воздуха, на­пример, в бутылке с пробкой, причем она должна быть напол­нена белилами доверху.

К положительным свойствам цинковых белил относятся: 1) малая ядовитость, 2) неизменяемость от сероводорода и других сернистых соединений, 3) полная устойчивость по отно­шению к свету, 4) пригодность во всех почти способах живо­писи и 5) способность со всеми прочными красками давать прочные смеси.

Отрицательные свойства составляют: 1) слабая способность крыть, 2) склонность к растрескиванию, 3) плохое высыхание на масле, задерживающее высыхание других красок, 4) спо­собность придавать живописи и грунту на масле большую хрупкость, наклонность давать трещины и быть причиной осы­пания их и 5) способность поглощать большое количество мас­ла (на 100 ч. краски — 20—30% масла).

Хрупкость и способность давать трещины у цинковых бе­лил так велика, что картины, писанные с цинковыми белилами, не должны быть свертываемы. Даже натяжение и ослабление холста под влиянием перемены влажности воздуха также отра­жается на прочности слоя живописи, исполненной с цинковыми белилами.

Цинковые белила в виде масляной краски на открытом воз­духе очень мало устойчивы, так как дождь, сырость и углекис­лый газ, действуя на красочный слой химически и механически, быстро его разрушают.

Плохое высыхание цинковых белил на масле заставляет вводить в него марганцовые и другие сиккативы или же поль­зоваться смесью различных масел, например, макового с льня­ным.

Величина зерна цинковых белил приближается к 0,001 мм; вот почему цинковые белила, взятые в одинаковом количестве со свинцовыми, кроют в три раза лучше свинцовых, но последние превосходят цинковые белила своим коэффициентом преломления. Подмесь мела к цинковым белилам в известном количестве не ослабляет их кроющей силы, хотя мел с маслом не кроет вовсе. Объяснение этого явления заключается в различии коэффициентов светопреломления у мела и цинковой окиси.

Теряют ли цинковые белила с течением времени часть своей покрывающей силы на масле подобно свинцовым? Во всяком случае, цинковые белила с окислившимися маслами образуют «цинковое мыло», вследствие чего становятся более прозрачными.

Для увеличения слабой кровельной силы цинковых белил предлагается прибавлять к ним в различных пропорциях свинцовые белила (2 ч. цинковых и 1 ч. свинцовых). Такого состава белила в наше время очень популярны.

Распознавание. Цинковые белила реже фальсифици­руются, нежели свинцовые. Подлинность их узнается по сле­дующим признакам:

  1. чистые цинковые белила при накаливании (на фарфоре) принимают лимонный оттенок, который исчезает по охлаж­дении;

  2. разведенные кислоты (соляная, азотная, серная и уксус­ная) растворяют белила при обыкновенной температуре без шипения (старые белила шипят, выделяя углекислоту), обра­зуя светлый раствор без всякого осадка;

  3. некрепкие растворы едкого натра, кали и аммиака растворяют цинковые белила при нагревании без остатка, образуя бесцветную жидкость.

Лучшей пробой является проба белил, разведенных серной кислотой, так как цинковые белила — единственная белая краска, которая растворяется в ней без шипения и без остатка.